Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность — учебная. Учение тесно связано с трудом прежде всего потому, что любому труду необходимо учиться, учение предваряет труд. Но и само учение есть своеобразный и напряженный труд, требующий как от ученика, так и от учителя значительных и длительных усилий. Содержанием учебной деятельности детей является усвоение ими определенной системы знаний. Эти знания составляют опыт многих поколений людей, живших в разных странах и в разные исторические периоды. В процессе разнообразного труда люди познавали мир, раскрывали действующие в природе и обществе законы, накапливавали многообразные факты, определяли их происхождение, взаимозависимости, своеобразие, объединяли их в группы и категории. Каждое новое поколение получает от предшествующих накопленные знания в готовом виде; оно должно овладеть этими знаниями, усвоить их. Это и цель, и мотив учебной деятельности. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности и процесс усвоения использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию учеником тех фактов, явлений, законов, которые ему передает учитель или о которых он прочитал в учебнике. «Усваивать — значит сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного»,— писал И. М. Сеченов. Таким образом, основой учебной деятельности становитсяслияние, связывание усваиваемого общественного опыта с собственным маленьким личным опытом, накопленным ребенком за 5—7—10 лет жизни, и обогащение этого опыта в процессе учения. Такое понимание учебной деятельности характеризует ее прежде всего как деятельность познавательную. Ребенок не просто заучивает материал программы, но и познает мир, не только настоящий, но и не только видимый, но и воображаемый. Опосредованное познание ребенком мира путем усвоения накопленных обществом знаний — это не только ускоренное, сжатое во времени узнавание действительности, это и процесс формирования личности. Зная структуру числа или свойства математических действий, овладевая знаниями о составе слова, о строении растения или об истории родной страны, знакомясь с открытиями в области техники и промышленности, животноводства и судоходства, дети начинают понимать огромное значение творческого труда человека, начинают ценить замечательные дела людей труда и науки.
все большее место в его жизни и
большую роль в его развитии начинает
играть специальная деятельность —
учебная.
Учение тесно связано с трудом прежде
всего потому, что любому труду
необходимо учиться, учение предваряет
труд. Но и само учение есть
своеобразный и напряженный труд,
требующий как от ученика, так и от
учителя значительных и длительных
усилий. Содержанием учебной
деятельности детей является усвоение
ими определенной системы знаний. Эти
знания составляют опыт многих
поколений людей, живших в разных
странах и в разные исторические
периоды.
В процессе разнообразного труда люди
познавали мир, раскрывали
действующие в природе и обществе
законы, накапливавали многообразные
факты, определяли их происхождение,
взаимозависимости, своеобразие,
объединяли их в группы и категории.
Каждое новое поколение получает от
предшествующих накопленные знания в
готовом виде; оно должно овладеть
этими знаниями, усвоить их. Это и
цель, и мотив учебной деятельности.
Психологической стороной учебной
деятельности является процесс
усвоения детьми знаний разного
содержания и разной степени
сложности и процесс усвоения
использования этих знаний.
Процесс усвоения знаний детьми не
сводится к запоминанию учеником тех
фактов, явлений, законов, которые ему
передает учитель или о которых он
прочитал в учебнике. «Усваивать —
значит сливать продукты чужого опыта
с показаниями собственного»,— писал
И. М. Сеченов.
Таким образом, основой учебной
деятельности становитсяслияние,
связывание усваиваемого
общественного опыта с собственным
маленьким личным опытом,
накопленным ребенком за 5—7—10 лет
жизни, и обогащение этого опыта в
процессе учения.
Такое понимание учебной деятельности
характеризует ее прежде всего как
деятельность познавательную. Ребенок
не просто заучивает материал
программы, но и познает мир, не только
настоящий, но и не только
видимый, но и воображаемый.
Опосредованное познание ребенком
мира путем усвоения накопленных
обществом знаний — это не только
ускоренное, сжатое во времени
узнавание действительности, это и
процесс формирования личности. Зная
структуру числа или свойства
математических действий, овладевая
знаниями о составе слова, о строении
растения или об истории родной
страны, знакомясь с открытиями в
области техники и промышленности,
животноводства и судоходства, дети
начинают понимать огромное значение
творческого труда человека, начинают
ценить замечательные дела людей труда
и науки.