Патристика – это совокупность методов и принципов христианского философствования.
Исходный пункт теоретизирования в патристике – текст Священного Писания как источник истины.
Метод теоретизирования в патристике – религиозно-философская герменевтика. Из античных философских систем, повлиявших на развитие патристики , следует отнести стоицизм, платонизм, неоплатонизм, по отношению, к системе которого сложились два наиболее общих метода христианского философствования :
1) невозможность познания Бога, к которому приближает только вера;
2) возможность делать предположения о проявлениях Бога, доступных чувственному восприятию и разуму.
Основным и единственным инструментарием схоластических исканий выступают операции чистой мысли, реализуемые в сфере спекулятивных тем, не обремененных связью с вещественным миром, когда материал для рассуждений поставляет не эмпирическая действительность, а тексты святых писаний и авторитеты теологических и философских учений (особенно Платона и Аристотеля).
Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекают три цели: первая - с разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; вторая – придать религиозной и теологической истине систематическую форму при философских методов; третья – используя философские аргументы, исключить критику святых истин. Все это не что иное, как схоластический метод в широком смысле слова.
В узком смысле слова схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода: из противоположных тезисов, возражений “за” и “против” путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую диалектику использовать для подтверждение содержания христианства.
Патристика – это совокупность методов и принципов христианского философствования.
Исходный пункт теоретизирования в патристике – текст Священного Писания как источник истины.
Метод теоретизирования в патристике – религиозно-философская герменевтика. Из античных философских систем, повлиявших на развитие патристики , следует отнести стоицизм, платонизм, неоплатонизм, по отношению, к системе которого сложились два наиболее общих метода христианского философствования :
1) невозможность познания Бога, к которому приближает только вера;
2) возможность делать предположения о проявлениях Бога, доступных чувственному восприятию и разуму.
Основным и единственным инструментарием схоластических исканий выступают операции чистой мысли, реализуемые в сфере спекулятивных тем, не обремененных связью с вещественным миром, когда материал для рассуждений поставляет не эмпирическая действительность, а тексты святых писаний и авторитеты теологических и философских учений (особенно Платона и Аристотеля).
Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекают три цели: первая - с разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; вторая – придать религиозной и теологической истине систематическую форму при философских методов; третья – используя философские аргументы, исключить критику святых истин. Все это не что иное, как схоластический метод в широком смысле слова.
В узком смысле слова схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода: из противоположных тезисов, возражений “за” и “против” путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую диалектику использовать для подтверждение содержания христианства.