Ситуация: В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели при к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее – почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы?
Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало.
Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.
– Что?!! – пронзительно крикнула Марина из-за двери.
– Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, – сказал отец.
– Я не иду! – закричала Марина.
– Почему? В чем дело? – спокойно с отец.
– Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее!
Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого недостаточно. Их сердца разрывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать.
Во и задания
1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека?
2. Проанализируйте поведение родителей и Марины.
3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия родителей в такой ситуации?
2. Поведение родителей Марины в данной ситуации можно сочинить как заботливое и изо всех сил старающееся. Они пытаются дать своей дочери все лучшее, но сталкиваются с ограничениями своего социально-экономического положения. Они должны чувствовать себя неудачниками, неспособными удовлетворить желания и потребности Марины. Однако, они также могут испытывать чувство беспомощности и неопределенности в том, как эффективно помочь своей дочери в данной ситуации.
Поведение Марины в этой ситуации можно описать как разочарование и гнев. Она чувствует дискомфорт и стыд из-за своей одежды и ограниченных возможностей. Ее эмоции, после долгого времени накопления, привели к вспышке гнева и отказу идти в гости. Ее чувства неполноценности и отверженности привели к такому поведению.
3. Для разрешения данного конфликта, родители Марины могут принять следующие целесообразные действия:
- Проявить понимание и эмпатию: Родители должны понять, что Марина испытывает неудовлетворение и гнев из-за своего социально-экономического положения. Они должны выразить свою поддержку и понимание ее чувств.
- Объяснить ситуацию: Родители должны быть откровенными и объяснить Марине ограничения своего финансового положения, но при этом подчеркнуть, что они все равно стремятся дать ей лучшее, что возможно.
- Поиск альтернативных решений: Вместо того, чтобы фокусироваться на материальных вещах, родители могут направить внимание Марины на другие аспекты жизни, которые могут быть ценными и удовлетворяющими.
- Вовлечение Марины в принятие решений: Родители могут включить Марину в обсуждение семейного бюджета и поиск возможностей для роста и развития. Это поможет ей почувствовать себя более включенной и позволит ей видеть, что она имеет возможность внести свой вклад.
В итоге, важно помнить, что родители и Марина находятся в сложной ситуации, и разрешение конфликта требует понимания, эмпатии и поиска вариантов решения, которые могут позволить Марине почувствовать себя более удовлетворенной и ценной.