Самопознание –– сложный, многоступенчатый процесс. Психологи нередко выделяют в нём два уровня. На первом этапе, самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми. Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты. Основной метод такого самопознания –– самонаблюдение. На этом уровне человека обычно занимают во какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие? При самонаблюдении вектор внимания направлен на самого себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроения, увлечения и пристрастия, ценности, представления о жизни, как проявляется темперамент и характер в разных ситуациях, как развиваются и т.п. При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир. Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит на второй уровень самопознания –– углублённое самоисследование. Теперь становятся важны во развёртывающиеся в плоскости «Я и Я», а не в плоскости «Я и другой человек». Человек словно рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин. Он действительно исследует себя подобно учёному, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознаёт и интегрирует в одно целое всё, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними. (Кислица Г., Николаева Т., текст адаптирован)
1. Какие два уровня самопознания выделены в тексте?
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
3. Используя текст, назовите любые три черты, которые сближают исследование человеком самого себя с деятельностью учёного.
4. Считается, что самопознание человеку в жизни. Приведите два обоснования (аргумента) в поддержку этого мнения.
5. Наташа сравнивает себя со своими одноклассницами: «Лена всегда задумчивая, а я весёлая», «Марина хорошо решает задачи по математике, а я нет» и т.п. Какому уровню самопознания свойственны подобные суждения? Приведите фрагмент текста, который может Вам в объяснении.
6. Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три различия между двумя уровнями самопознания.
2. План текста:
- Введение: самопознание как сложный процесс
- Первый уровень самопознания: самопознание через сравнение с другими людьми
- Основной метод первого уровня - самонаблюдение
- Что можно наблюдать в себе: изменение чувств, желаний, настроений, ценностей, представлений о жизни
- Переход на второй уровень самопознания: углубленное самоисследование
- Углубленное самоисследование и метафора учёного, изучающего явление природы
- Процесс углубленного самоисследования и осознания себя
- Вывод: осознание изменяет нас
3. Три черты, сближающие исследование человеком самого себя с деятельностью ученого:
- Рассмотрение себя под разными углами, анализ и измерение, как в исследовании природных явлений
- Попытка докопаться до смысла и первопричин происходящего в глубине души, как в изучении явления
- Обозрение всего внутреннего мира и своей жизни, интеграция и осознание себя как целого
4. Два обоснования, поддерживающие мнение о том, что самопознание важно для человека в жизни:
- Самопознание помогает человеку лучше понять себя, свои ценности, предпочтения и направления в жизни, что способствует принятию важных решений и формированию собственной идентичности.
- Самопознание позволяет человеку лучше понять и контролировать свои эмоции, поведение и взаимодействие с другими людьми, что способствует развитию эмоционального интеллекта и личностному росту.
5. Подобные суждения, когда человек сравнивает себя с другими, относятся к первому уровню самопознания - самопознанию через соотнесение с другими людьми. Фрагмент текста, который может использоваться для объяснения, это: "Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты."
6. Три различия между двумя уровнями самопознания:
- На первом уровне самопознания человек опирается на внешние моменты и делает опись своего внутреннего мира через самонаблюдение, в то время как на втором уровне самопознания внимание направлено на углубленное самоисследование и исследование себя под разными углами.
- Первый уровень самопознания связан с сравнением с другими людьми и внешними факторами, включая себя в сравнительный контекст, в то время как второй уровень самопознания углубляет внутреннее исследование, разворачиваясь в плоскости "Я и Я".
- На первом уровне самопознания человек осознает разные стороны своего внутреннего мира и описывает его элементы, в то время как на втором уровне самопознания человек рассматривает себя под разными углами, анализирует, сравнивает и пытается докопаться до смысла и первопричин происходящего внутри себя.