Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры — быть регулятором человеческих отношений. Человек существует в обществе, т. е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.
Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.
В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
(Адаптировано по Б. Свешникову.)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Автор утверждает, что «безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий». Приведите два объяснения данного утверждения
1. Понятие "нравственность" и его происхождение.
2. Роль нравственной культуры в регулировании человеческих отношений и общении.
3. Связь морали с индивидуальными интересами и ограничением свободы.
4. Различие между моралью и другими социальными нормами.
5. Роль нравственной культуры в формировании личности.
6. Компоненты нравственной культуры.
Автор утверждает, что "безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определенное ограничение свободы индивидуальных действий". Для объяснения данного утверждения можно привести следующие аргументы:
1. В социуме каждый человек живет в обществе, где существуют и другие люди. Чтобы создать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, необходимо соблюдать определенные правила поведения. Например, не красть, не обманывать, не причинять вред другим и т.д. Если каждый человек будет действовать своевольно и не учитывать интересы других, то это приведет к хаосу и нестабильности в обществе. Поэтому ограничение свободы индивидуальных действий нужно для обеспечения общих интересов и поддержания порядка в обществе.
2. Ограничение свободы также помогает нам осознавать последствия наших действий и принимать ответственность за них. Когда мы понимаем, что есть определенные правила, которые нам нужно соблюдать, мы сталкиваемся с выбором - соблюдать их или нарушать. Это требует от нас принятия решения, обдумывания возможных последствий и принятия ответственности за наши поступки. В конечном счете, это помогает нам развивать нравственные качества, такие как сознательность, ответственность и самоконтроль.
Таким образом, ограничение свободы индивидуальных действий в правилах поведения является необходимым для обеспечения гармоничных отношений в обществе и формирования нравственности у каждого человека.