С древнейших времѐн философы, занимавшиеся вопросами этики, отмечали, что мораль легко проповедовать, но очень трудно обосновать.
Вот, к примеру, один из «вечных» вопросов, на которые философы ищут
ответ: «Что заставляет человека поступать высоконравственно,
совершать моральные поступки?
Сравните следующие позиции:
А. Нравственное поведение человека объясняется практической
целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает
высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.
Б. Житейская расчѐтливость - это уже не мораль, потому что в ней нет
духовной основы, только практический расчѐт. Нравственные же поступки
ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчѐта. Например, честным надо
быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой
порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть
ценность, добро, благо.
Дайте развернутый ответ

AnastasiaPanda AnastasiaPanda    1   12.12.2020 02:49    69

Ответы
makon3 makon3  18.01.2024 10:54
Спасибо за ваш вопрос. Действительно, вопрос о том, что заставляет человека поступать высоконравственно, вызывает много дискуссий среди философов этики.

Первая позиция, которая объясняет нравственное поведение человека практической целесообразностью и житейским расчетом, отражает идею о том, что человек поступает морально благодаря осознанию своих выгод. То есть, если человек видит, что поддерживает нравственные нормы и ценности, то он ожидает, что это принесет ему благополучие, уважение окружающих и т.д. При этом, он может воздерживаться от неморального поведения, потому что понимает, что последствия таких действий могут быть неблагоприятными для него самого.

Вторая позиция отрицает, что житейская расчетливость может считаться источником высоконравственного поведения. Согласно этой позиции, истинное моральное поведение должно быть основано на духовной основе, не связанной с практическим расчетом. Нравственные поступки, по мнению этой позиции, ценны сами по себе, они являются ценностью, добром или благом, и это то, что делает их высоконравственными. Например, если человек совершает честные поступки, это означает, что он делает это не ради личной выгоды, а ради самой честности и человеческой порядочности.

Обе позиции имеют свои аргументы и обоснования. Первая позиция основывается на том, что люди обычно стремятся к собственной выгоде, и нравственное поведение может принести им пользу в долгосрочной перспективе. Например, если человек будут соблюдать нравственные нормы и не вредить другим, то в результате он может создать благоприятную атмосферу доверия и сотрудничества с окружающими, что может принести ему разные выгоды.

Вторая позиция аргументирует, что нравственность не должна быть связана с личной выгодой, так как ее ценность исходит из самой нравственности. Например, честность и порядочность имеют ценность как таковые, независимо от причин и последствий. Люди, придерживающиеся этой позиции, считают, что нравственность подразумевает бескорыстие, альтруизм и стремление к добру.

Оценка этих позиций может зависеть от предпочтений каждого индивидуума. Некоторые будут склоняться к идее практической целесообразности, считая, что люди поступают морально ради своей выгоды, в то время как другие могут принять позицию, где нравственное поведение ценится само по себе безотносительно к личным интересам.

В итоге, вопрос о том, что заставляет человека поступать высоконравственно, остается открытым и индивидуальный ответ на него может быть различным, в зависимости от системы ценностей и взглядов каждого человека. Более того, понимание морали и нравственности является сложным философским вопросом и его изучение требует глубокого анализа и обсуждения.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Обществознание