В русской музыке начала XX столетия (10—20-е гг.) соединились разные стили и направления. В это время работали и композиторы, развивавшие традиции “Могучей кучки” и позднего романтизма, и молодые мастера, стремившиеся к созданию новых форм. В России были знакомы со всеми важнейшими явлениями западного искусства: на гастроли в столичные города — Москву и Петербург приезжали известные композиторы, дирижёры и исполнители-виртуозы из разных стран. В свою очередь на Западе также возрос интерес к России, что позволяло русским музыкантам выступать за рубежом с концертами, ставить оперы и балеты в лучших европейских театрах.
На рубеже 20—30-х гг. ситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти в октябре 1917 г., стремилась контролировать не только экономику, политику и идеологию, но и культурную жизнь страны. Современную зарубежную музыку почти перестали исполнять, признаки новых западных направлений в сочинениях советских композиторов объявлялись «буржуазным формализмом». Ситуация трагически обострилась после выхода постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г., который повлёк за собою травлю мастеров в прессе.
В 30—40-х гг. народная музыка часто искажалась, обработки приближали её к авторским массовым песням, отличавшимся показной жизнерадостностью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию — реалистичность.
С конца 50-х гг. в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов.
В 60—70-х гг. в России постепенно сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получил в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, сколько на поиски нового образного содержания. Русский авангардист стремится не поразить слушателя, а заставить его размышлять. Серьёзное воздействие на авангардную музыку России оказали идеи европейского неоклассицизма.
В русской музыке начала XX столетия (10—20-е гг.) соединились разные стили и направления. В это время работали и композиторы, развивавшие традиции “Могучей кучки” и позднего романтизма, и молодые мастера, стремившиеся к созданию новых форм. В России были знакомы со всеми важнейшими явлениями западного искусства: на гастроли в столичные города — Москву и Петербург приезжали известные композиторы, дирижёры и исполнители-виртуозы из разных стран. В свою очередь на Западе также возрос интерес к России, что позволяло русским музыкантам выступать за рубежом с концертами, ставить оперы и балеты в лучших европейских театрах.
На рубеже 20—30-х гг. ситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти в октябре 1917 г., стремилась контролировать не только экономику, политику и идеологию, но и культурную жизнь страны. Современную зарубежную музыку почти перестали исполнять, признаки новых западных направлений в сочинениях советских композиторов объявлялись «буржуазным формализмом». Ситуация трагически обострилась после выхода постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г., который повлёк за собою травлю мастеров в прессе.
В 30—40-х гг. народная музыка часто искажалась, обработки приближали её к авторским массовым песням, отличавшимся показной жизнерадостностью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию — реалистичность.
С конца 50-х гг. в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов.
В 60—70-х гг. в России постепенно сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получил в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, сколько на поиски нового образного содержания. Русский авангардист стремится не поразить слушателя, а заставить его размышлять. Серьёзное воздействие на авангардную музыку России оказали идеи европейского неоклассицизма.