Различие между двумя важнейшими категориями простое: мы занимаем статус, но играем роль. если статус — это позиция в обществе, то роль — модель поведения в соответствии с этой позицией. её можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом. термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актёром и исполняемой партией. множество известных актёров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами. социальная роль есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. в значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определённая роль. то же касается учителя, продавца или государственного деятеля. все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. в целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом. статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, неповторимыми личностными чертами. до этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными на человека вообще. но вот данные статусы заполнили Кроликов и Васечкин, и кар- тина изменилась. пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль.
Чем по мнению автора измеряется высота социального положения (ранга) человека? Проиллюстрируйте это на примере любого из названных автором высоких статусов
По мнению автора высота социального положения измеряется по статусу, который они занимают. Например, ученик, играющий роль, занимает определенный статус в обществе; его модель поведения понятна для всех, она является шаблонным видом, направленным на выполнение прав, предписанных его статусу, т.е. ученику. Бесспорно, существуют разные фомы поведения у разных учеников, но есть определенные нормы, которые являются основой для каждого ученика.