Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный
244
14
подход к регулированию собственности устраняет значительные пра-вовые преимущества государственной (социалистической) собствен-ности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.
Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо-ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).
В ГК содержится ряд конкретных норм, основанных на приве-денном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК зако-ном определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Со-гласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйст-венной деятельности и названы виды предпринимательства, кото-рыми вправе заниматься исключительно государственные предпри-ятия (вооружение, наркотические вещества).
Кроме того, отдельным категориям собственников, например ма-лым предпринимателям, могут предоставляться определенные пра-вовые льготы и преимущества, облегчающие использование их соб-ственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются осо-бые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают за-рубежный и международный опыт.
244
14
подход к регулированию собственности устраняет значительные пра-вовые преимущества государственной (социалистической) собствен-ности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.
Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо-ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).
В ГК содержится ряд конкретных норм, основанных на приве-денном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК зако-ном определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Со-гласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйст-венной деятельности и названы виды предпринимательства, кото-рыми вправе заниматься исключительно государственные предпри-ятия (вооружение, наркотические вещества).
Кроме того, отдельным категориям собственников, например ма-лым предпринимателям, могут предоставляться определенные пра-вовые льготы и преимущества, облегчающие использование их соб-ственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются осо-бые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают за-рубежный и международный опыт.