Прочитайте текст, опубликованный в 1909 г. в сборнике «Вехи», и
ответьте на вопросы.
Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями,
как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня.
Значение его более относительно, его содержание создаётся отчасти
изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительное
значение права даёт повод некоторым теоретикам определять очень низко
его ценность. Одни видят в праве только этический минимум, другие
считают неотъемлемым элементом его принуждение, т.е. насилие. Право в
гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и
методология или чем систематические упражнения воли. Социальная
дисциплина создаётся только правом: дисциплинированное общество и
общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия. С
этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении.
Главное и самое существенное содержание права составляет свобода.
Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной
средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода
возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть
самая лучшая школа для первой.
Б. Кистяковский. «В защиту права»
1. Почему автор считает, что право не может быть поставлено рядом с такими
духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство,
религиозная святыня?
2. чём автор видит главное содержание права?
3. В чём вы видите значение права в жизни человека?
Во-вторых, некоторые теоретики считают, что право имеет очень низкую ценность. Они видят в праве только этический минимум или неотъемлемый элемент его принуждения и насилия.
Автор также утверждает, что право, в большей степени, дисциплинирует человека, чем логика, методология или систематические упражнения воли. Он утверждает, что социальная дисциплина создается только правом и общество с развитым правовым порядком является тождественным понятием с дисциплинированным обществом.
Относительное значение права и его дисциплинирующая роль в обществе являются основными аргументами автора о том, почему право не может быть поставлено рядом с научной истиной, нравственным совершенством и религиозной святыней.
Главное и самое существенное содержание права, согласно автору, составляет свобода. Однако, внешняя свобода является относительной и обусловленной общественной средой. Для автора внутренняя, более безотносительная и духовная свобода возможна только при наличии внешней свободы, которая является лучшей школой для внутренней свободы.
Таким образом, автор видит главное содержание права в свободе, особенно внутренней свободе, которая может быть достигнута через развитие внешней свободы. Этот аспект также отличается от научной истины, нравственного совершенства и религиозной святыни, которые не так сильно связаны с идеей свободы.
Ответ на третий вопрос "В чём вы видите значение права в жизни человека?" может различаться в зависимости от взглядов и убеждений конкретного человека. В общем, право играет важную роль в жизни людей, поскольку оно устанавливает нормы, регулирующие общественные отношения и поведение людей. Право помогает обеспечить справедливость, защиту прав и свобод индивидуумов, установление порядка, предотвращение конфликтов и способствует стабильности и развитию общества в целом. Кроме того, право играет важную роль в установлении ответственности и наказанию тех, кто нарушает установленные нормы и права других людей. В целом, значение права в жизни человека заключается в том, что оно предоставляет общий рамки и правила для жизни в обществе, обеспечивает защиту и справедливость, а также регулирует отношения между людьми.