Прочитайте предложенные ниже ситуации. Запишите о какой группе прав идет речь (политические, экономические, гражданские и т.д.); есть ли нарушение со стороны участников, если да, то кто и что нарушил, и кто прав в данной ситуации. В тетради поставьте букву соответствующей ситуации и рядом напишите ответ.
А) В связи с окончанием школы выпускники 11 класса решили съездить на экскурсию в музей на территории Прилуцкого монастыря. Но настроение было испорчено, так как на одном из старинных зданий они увидели надпись: «Здесь были Маша и Вася». После окончания экскурсии учитель, руководитель экскурсии и несколько ребят подошли к директору музея. Они возмутились состоянием памятника культуры и тем, что директор не предпринимает никаких действий по данному факту, тем самым нарушая их право на пользование культурными ценностями. Директор воскликнул: «Причем здесь я? Предъявляйте претензии к Маше и Васе!»
Б) На перемене два одноклассника заспорили о том, хорошо ли списывать. Каждый высказал свои аргументы, но убедить в своей правоте никому не удалось. Желание доказать свое мнение обернулось тем, что спор перешел на личности и оскорбления типа «жадина», «слюнтяй», «ни к чему не человек».
В) Гражданин И. с целью отомстить соседу В., который проживал этажом выше и из-за неисправности кранов неоднократно затапливал его квартиру, вызвал к нему звонками из телефона-автомата сначала пожарную команду, затем через полчаса – машину скорой а еще через час – работников городских газовых сетей. С отдела внутренних дел имя хулигана было установлено.
Ответ: В данной ситуации нарушение прав произошло со стороны Маши и Васи, которые написали надпись на здании. Права выпускников 11 класса на пользование культурными ценностями не были нарушены, так как они имеют право посещать музеи и наслаждаться культурным наследием. Директор музея несет ответственность за сохранение и поддержание памятников культуры, поэтому он должен был предпринять действия по удалению надписи и восстановлению здания.
Б) В данной ситуации речь идет о гражданских правах. Два одноклассника спорят о том, хорошо ли списывать, но спор перерос в оскорбления и нарушение достоинства личности.
Ответ: В данной ситуации нарушения прав произошли со стороны обоих участников спора. Оба одноклассника оскорбляли друг друга, что является нарушением права на достоинство личности. Списывание само по себе является нарушением правил и этических норм образовательной системы.
В) В данной ситуации речь идет о гражданских правах. Гражданин И. вызвал службы аварийного реагирования (пожарную команду, скорую помощь, работников газовых сетей) по отношению к соседу В. с целью отомстить за затопление своей квартиры.
Ответ: В данной ситуации нарушение прав произошло со стороны гражданина И., который неправомерно вызвал службы аварийного реагирования с целью мести и причинения вреда соседу В. Права соседа В. на жилище и безопасность были нарушены. Гражданин И. должен нести ответственность за свои действия и возможные последствия вызова служб аварийного реагирования без острой необходимости.
Обращаю внимание, что данный ответ является чисто гипотетическим и не отражает реальную ситуацию, а лишь служит примером для понимания и дальнейшего обсуждения темы прав и их нарушений.