Анализ – целое изучаемое делится на части, из которых выделяются признаки. Например, изучая солнечную систему, человек изучает отдельные космические тела и выделяет признаки, которые они обладают.
Наблюдение – это может быть опыт или наблюдение за естественным явлением, в ходе которого человек наблюдает какие-то закономерности. Например, я наблюдаю за поведением студентов до сессии и во время сессию и прихожу к какому-то выводу.
Эксперимент – эксперимент также является наблюдением, но это сделано специально. Ученый специально ставит эксперимент над чем-то, например, над лабораторной мышью под действием какого-то лекарства.
Индукция – ученый от частных случаев приходит к общей закономерности. Пример: мы видим бассейны рек и может сделать вывод о том, что эти реки принадлежат региону – например, Сибири или Урала.
Дедукция – человек от общего приходит к частному. Пример про Сократа: Все люди умирают, а поскольку Сократ – человек, то он умрет.
Аналогия – знания об одном транслируются на другого. Например, я изучаю землю как планету с твердой поверхностью и транслирую знания о твердой поверхности с Земли на Марс, как планете с такой же поверхностью.
Моделирование – объект познания исследуется по его модели. Так, я исследую ДНК и строю модель ДНК для изучения.
Абстракция – вы изучаете растение и выделяете его цвет, размер, вес, запах, вкус и прочее.
Идеализация – в рамках абстракции вы выделили твердость. Когда вы говорите: «А что если тело абсолютно твердое?» - это идеализация.
Формализация – описание приобретает расчет и математический вид. Это тот анализ, в котором используются математические и логические модели.
Математизация – использование алгебры для анализа. Например: измерение величин и использование любого измерения.
Примеры методов научного познания
Анализ – целое изучаемое делится на части, из которых выделяются признаки. Например, изучая солнечную систему, человек изучает отдельные космические тела и выделяет признаки, которые они обладают.
Наблюдение – это может быть опыт или наблюдение за естественным явлением, в ходе которого человек наблюдает какие-то закономерности. Например, я наблюдаю за поведением студентов до сессии и во время сессию и прихожу к какому-то выводу.
Эксперимент – эксперимент также является наблюдением, но это сделано специально. Ученый специально ставит эксперимент над чем-то, например, над лабораторной мышью под действием какого-то лекарства.
Индукция – ученый от частных случаев приходит к общей закономерности. Пример: мы видим бассейны рек и может сделать вывод о том, что эти реки принадлежат региону – например, Сибири или Урала.
Дедукция – человек от общего приходит к частному. Пример про Сократа: Все люди умирают, а поскольку Сократ – человек, то он умрет.
Аналогия – знания об одном транслируются на другого. Например, я изучаю землю как планету с твердой поверхностью и транслирую знания о твердой поверхности с Земли на Марс, как планете с такой же поверхностью.
Моделирование – объект познания исследуется по его модели. Так, я исследую ДНК и строю модель ДНК для изучения.
Абстракция – вы изучаете растение и выделяете его цвет, размер, вес, запах, вкус и прочее.
Идеализация – в рамках абстракции вы выделили твердость. Когда вы говорите: «А что если тело абсолютно твердое?» - это идеализация.
Формализация – описание приобретает расчет и математический вид. Это тот анализ, в котором используются математические и логические модели.
Математизация – использование алгебры для анализа. Например: измерение величин и использование любого измерения.