Практикум по теме «Человек среди людей»
Задание 1. Ниже приведены примеры межличностных отноше¬ний различного уровня; распредели их в соответствую¬щие колонки таблицы.
1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново¬стями.
3. Евгений и Матвей играют в одной команде по во¬лейболу.
4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру¬гу на выручку.
5. Глеб и Фёдор — одноклассники.
6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.
7. Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
8. Лариса и Артём делают уроки вместе.
9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
10. Никита и Платон обмениваются марками.
Знакомство Приятельство Товарищество Дружба
11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
Задание 2. Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):
а) друзья отправились вместе в кино
б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете
в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах
г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать
д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться
е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров
ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой
з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю
и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка
к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за Задание 3. Прочитайте Ситуацию и ответьте на во Какие правила общения использовала Наташа?
Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним и естественно: «Здравствуйте, меня зовут На¬таша! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», — ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».
Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.
«Вот она. Я вижу, что вы добрый ста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огор¬чить этого маленького гения общения. Назавтра в услов¬ленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам?» — с она.
Задание 4. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Средства общения
речевого общения неречевого общения
1) взгляд,
2) рассказ,
3) мимика,
4) жесты,
5) поза,
6) походка,
7) танец,
8) прикосновение,
9) комплимент,
10) цветы,
11) песня,
12) подарок,
13) движения,
14) поздравление в стихотворной форме.
Задание 5. Проанализируйте конфликт. Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Под Вашими окнами каждый вечер десять горлас¬тых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол.
План анализа:
1. Участники конфликта.
2. Причина конфликта разрешения конфликта.
Для выполнения задания необходимо распределить приведенные примеры межличностных отношений в соответствующие колонки таблицы, обозначенные как "Знакомство", "Приятельство", "Товарищество" и "Дружба". Для этого мы должны определить характер отношений на основе описания каждого примера.
1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
Отношения между Таисией и Альбиной можно определить как знакомство, так как они приветствуют друг друга при встречах.
2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
Эти отношения можно определить как товарищество, так как Галина и Полина обмениваются информацией и интересуются другими.
3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
Отношения между Евгением и Матвеем можно определить как товарищество, так как они играют вместе в одной команде и сотрудничают для достижения общей цели.
4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.
Эти отношения можно определить как дружбу, так как Сидор и Александр всегда поддерживают друг друга и готовы помочь в трудной ситуации.
5. Глеб и Фёдор — одноклассники.
Отношения между Глебом и Фёдором можно определить как знакомство, так как они просто учатся в одном классе, но не обязательно поддерживают более близкие отношения.
6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.
Отношения между Марией и Клавдией можно определить как товарищество, так как они сидят рядом и, вероятно, коммуницируют и сотрудничают в учебе.
7. Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
Отношения между Дианой и Мариной можно определить как товарищество, так как они вместе передвигаются после уроков, возможно, обсуждают свои дела и проводят время вместе.
8. Лариса и Артём делают уроки вместе.
Эти отношения можно определить как товарищество, так как Лариса и Артем сотрудничают, чтобы выполнить учебные задания вместе.
9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
Отношения между Ниной и Зиной можно определить как дружбу, так как они проводят время вместе и наслаждаются обществом друг друга.
10. Никита и Платон обмениваются марками.
Эти отношения можно определить как товарищество, так как Никита и Платон обмениваются коллекционными марками и у них общий интерес.
Задание 2:
В данном задании необходимо определить стиль межличностных отношений (личный или официальный) для каждого предложения.
а) друзья отправились вместе в кино - личное отношение, так как друзья проводят свободное время вместе.
б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете - официальное отношение, так как учителя встретились для рассмотрения профессиональной темы.
в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах - личное отношение, так как мама и дочь обсуждают планы на отдых.
г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать - официальное отношение, так как ученица и библиотекарь обсуждают учебную тему.
д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гуляния поссорились и начали драться - личное отношение, так как друзья проводят время вместе и возник конфликт.
е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров - официальное отношение, так как президенты встречаются в должности и обсуждают государственные вопросы.
ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой - официальное отношение, так как учитель предоставляет помощь ученику в рамках образовательной программы.
з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю - личное отношение, так как семья проводит отпуск вместе.
и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка - официальное отношение, так как учитель рассматривает проблему в рамках учебного процесса.
к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью - официальное отношение, так как девочка и продавец взаимодействуют в рамках покупки товара.
Задание 3:
В данном задании необходимо определить, какие правила общения использовала Наташа в приведенной ситуации.
Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», — ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой». Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый старик, помогите моей кукле». Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не м