Практическая работа по теме «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» 1. Заполните пропуски текста.
а) Выделяют два основных вида культуры:….. и духовную.
б) Основными элементами культуры являются:…, …., ценности;
в) Различают ценности нескольких видов: ценности отдельных социальных общностей, классов, групп и ….
г) Различают формы культуры:…., …, массовую
д) В настоящее время выделяют науки: …., …., технические.
е ) Существует несколько видов искусства:…., литература, изобразительное искусство и др.
ж) В РФ в соответствии с законом устанавливаются следующие образовательные уровни: среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; …, высшее профессиональное образование.
з) Мировыми религиями являются:…, …, христианство
2. Ниже приведены термины, характеризующие искусство:
Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.
Найдите термин, относящийся к другому понятию.
3. Установите соответствие:
1. Постижение окружающего мира как объективной реальности а ) Мораль
2. Эстетическое освоение окружающего мира б) Искусство
3. Ценностное освоение окружающего мира в) Наука
4. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», «материальная культура», «духовная культура», «язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «образовательная функция», «воспитательная функция», «интегративная функция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура».
5. Установите соответствие между понятием и определением.
Технические науки — это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.
Естественные науки — это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.
Наука — это науки, которые исследуют явления материального мира.
Гуманитарные науки – это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.
6. Исправьте ошибки в предложениях
а) .Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
б) Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений; средствами ее распространения являются кни¬ги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с современных технических средств
в) Наука возникла исторически раньше других видов человеческой деятельности.
г) Вопрос о социальной ответственности ученого не играет существенной роли ни в одной из областей науки
д) Учебные заведения 'в современной России политизированы,
в них могут создаваться и функционировать любые общественные
организации и политические партии.
е) Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.
7. Работая с Конституцией, определите права и обязанности граждан в культурной сфере, укажите статьи
- Пример подтверждения: Культура материальна, так как она может быть видна и ощутима, например, через архитектуру зданий или предметы искусства. Культура также включает в себя духовные аспекты, такие как религия, моральные ценности и традиции.
б) Основными элементами культуры являются: язык, символы, ценности.
- Пример подтверждения: Язык - это средство общения и передачи знаний внутри культуры. Символы, такие как флаги или памятники, также могут представлять определенные ценности или идеи. Ценности - это убеждения и принципы, которые важны для культуры и ее членов.
в) Различают ценности нескольких видов: ценности отдельных социальных общностей, классов, групп и личностей.
- Пример подтверждения: В разных обществах и группах существуют различные ценности. Например, в одной культуре может цениться семья и традиции, а в другой - индивидуальная свобода и достижение успеха. Личности также могут иметь самостоятельные ценности в зависимости от своих убеждений и предпочтений.
г) Различают формы культуры: традиционную, популярную, массовую.
- Пример подтверждения: Традиционная культура отражает уникальные ценности и обычаи определенной группы или народа. Популярная культура является широко распространенной и пользуется популярностью в обществе. Массовая культура относится к массовому производству культурных товаров и их потреблению.
д) В настоящее время выделяют науки: гуманитарные, естественные, технические.
- Пример подтверждения: Гуманитарные науки изучают социальные и культурные явления, такие как искусство, литература и язык. Естественные науки изучают природу и ее законы, такие как физика или биология. Технические науки изучают применение знаний для создания полезных продуктов и разработки технологий.
е) Существует несколько видов искусства: музыка, литература, изобразительное искусство и др.
- Пример подтверждения: Искусство представляет собой творческую форму самовыражения и может выражаться через музыку, книги, живопись и другие формы.
ж) В РФ в соответствии с законом устанавливаются следующие образовательные уровни: среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование.
- Пример подтверждения: Законы в РФ определяют систему образования и устанавливают различные уровни образования, начиная от начального образования и заканчивая высшим профессиональным образованием.
з) Мировыми религиями являются: ислам, буддизм, христианство.
- Пример подтверждения: Ислам, буддизм и христианство - это три крупнейшие мировые религии, имеющие много последователей по всему миру.
2. Термин "обоснованность" относится к другому понятию - "наука". Обоснованность означает наличие научных фактов, логических аргументов и эмпирической проверки для подтверждения истинности утверждений в науке.
3. Соответствие:
- Постижение окружающего мира как объективной реальности - а) Наука
- Эстетическое освоение окружающего мира - б) Искусство
- Ценностное освоение окружающего мира - в) Мораль
4. Схема:
- Культура (включает в себя элементы культуры, функции культуры, формы культуры)
- Элементы культуры (язык, ценности, нормы)
- Функции культуры (регулятивная, образовательная, воспитательная, интегративная, ретранслирующая)
- Формы культуры (материальная, духовная, народная, элитарная, массовая)
5. Соответствие:
- Технические науки - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.
- Естественные науки - это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.
- Наука - это науки, которые исследуют явления материального мира.
- Гуманитарные науки - это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.
6. Ошибки в предложениях:
а) Народная культура рассчитана на ее восприятие ЛЮДЬМИ, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
б) Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности НА ВЫСОКИЙ уровень развития потребителей ее произведений; средствами ее распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
в) Наука возникла исторически раньше ДРУГИХ других видов человеческой деятельности.
г) Вопрос о социальной ответственности ученого не играет существенной роли ни в одной из областей НАУКИ.
д) Учебные заведения В современной России политизированы, в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии.
е) Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является САМА ЖИЗНЬ, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, КОТОРЫЕ им же созданны.
7. Права и обязанности граждан в культурной сфере в соответств