После того, как ребенок осознает своё я, начинается длительный период формирования его я-концепции. я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ я, то есть представление о своих качествах; самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к себе, основанное на образе я и самооценке и выражающееся в конкретных поступках. у каждого человека существует два самооценки. первый — это сопоставление мнений окружающих о нас. и здесь важно «богатство» образа я. чем «беднее» образ я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. тогда самооценка не играет роли эталона, определяющего, взвешивающего собственный опыт и регулирующего поведение. человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоуважения. высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. оно связано с представлением о себе как о человеке не хуже других. в этом случае он положительно относится к себе как к личности. низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. с уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место». второй самооценки — это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. лев толстой когда-то написал: «человек подобен дроби: в знаменателе — то, что «он о себе мнит, а в числителе — то, что он есть на самом деле. чем больше знаменатель, тем меньше дробь». если уровень притязаний выше достигнутого результата — можно говорить о завышенной самооценке. при завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих. над такими раньше или позже начинают смеяться. если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха. (по материалам энциклопедии для школьников.) составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. какие три уровня самооценки человека названы в тексте? какой из них, по вашему мнению, наиболее активной и успешной деятельности человека? поясните свое мнение. что может, по вашему мнению, повысить самоуважение человека? укажите два фактора и поясните значение каждого из них. что в тексте называется я-концепцией? какие три элемента я-концепции выделил автор? как автор охарактеризовал роль самооценки в жизни человека? какие два самооценки он назвал? в чём, по вашему мнению, состоит опасность зависимости человека от мнения других людей? (используя текст и личный социальный опыт, укажите три проявления опасности.)
1. Определение я-концепции и ее компонентов.
2. Уровни самооценки человека.
3. Активность и успешность деятельности и уровни самооценки.
4. Факторы, повышающие самоуважение человека.
5. Описание я-концепции и ее элементов.
6. Роль самооценки в жизни человека.
7. Опасность зависимости от мнения других людей.
Уровни самооценки, названные в тексте, включают:
1. Самооценка, основанная на мнениях окружающих о нас - человек оценивает себя, исходя из того, что говорят о нем другие люди.
2. Соизмерение уровня притязаний и достигнутых результатов - человек оценивает себя, исходя из того, насколько его ожидания соответствуют его достижениям.
3. Самооценка, связанная с представлением о себе как личности - человек оценивает себя, основываясь на образе я и самооценке, и видит себя таким, каким остальные.
Наиболее активной и успешной деятельности человека соответствует самооценка, связанная с представлением о себе как о человеке не хуже других. Такая самооценка помогает человеку быть независимым от мнений окружающих и иметь высокий, но реалистичный уровень самоуважения. Это позволяет ему положительно относиться к себе и успешно преодолевать преграды.
Самоуважение человека можно повысить, учитывая два фактора. Первый фактор - это разнообразие образа я. Чем богаче образ я, тем меньше зависимость человека от мнений окружающих, что способствует формированию более реалистичной самооценки. Второй фактор - достижение результата, соответствующего уровню притязаний. Если человек достигает поставленных целей, это повышает его самоуважение и самооценку.
Я-концепция в тексте описывается как отношение человека к самому себе. Она включает в себя образ я, самооценку и практическое отношение к себе. Автор выделяет три элемента я-концепции: представление о своих качествах (образ я), основанную на этом знании самооценку и конкретные поступки, основанные на образе я и самооценке.
Самооценка играет важную роль в жизни человека, определяя его взаимоотношения с окружающими и поведение. Автор называет два уровня самооценки: один основан на мнениях окружающих, а другой - на соответствии уровня притязаний и достигнутых результатов. Реалистическая самооценка способствует независимости от мнений других и высокому, но реалистичному самоуважению.
Опасность зависимости человека от мнения других людей заключается в следующем:
1. Потеря самоопределения: человек может потерять свою идентичность, постоянно опираясь на мнения окружающих, итогом чего может стать потеря себя.
2. Негативное влияние на самооценку: когда все суждения о своей личности основаны только на мнениях других, это может привести к низкой самооценке и негативному отношению к себе.
3. Ограниченность и страх судьбы: зависимый человек может ограничивать свои возможности и действия, так как очень сильно волнуется о том, что скажут другие. Это может привести к упущенным возможностям и страху изменить свою судьбу.