Политика как сознательная деятельность по руководству и управлению процессами общественного развития с государственной власти может быть ориентирована на реализацию интересов, как всего общества, так и отдельной группы (класса, элиты) или личности. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти представления и задают направленность политическим действиям участников политической жизни. Однако подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, чем реально.
Это обусловлено рядом причин:
Во-первых, опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограниченные возможности их удовлетворения, порождает желание осуществить их за счет других людей. Политика открывает такую возможность, поскольку именно здесь происходит распределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с власти. С власти субъект политики может удовлетворить все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми, обществом в целом и т. д.
Во-вторых, индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу (конфликт интересов). Человек вынужден жить в обществе и подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. Общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Возможность выйти за пределы общественного контроля предоставляет политика. Но каковы конкретные люди, которые делают политику (лидеры, элиты), такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы можем охарактеризовать деяниями одной личности: Екатерины 2, Петра I, Ивана Грозного, В. И. Ленина.
Подводя общий итог рассуждениям, можно сделать вывод, что не случайно возник вопрос о столкновении интересов и ценностей в политике. Таким образом, конфликтов интересов и ценностей в политике можно будет избежать лишь тогда, когда эти механизмы общественного контроля и права будут действительно работать в нашем обществе.
Политика как сознательная деятельность по руководству и управлению процессами общественного развития с государственной власти может быть ориентирована на реализацию интересов, как всего общества, так и отдельной группы (класса, элиты) или личности. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти представления и задают направленность политическим действиям участников политической жизни. Однако подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, чем реально.
Это обусловлено рядом причин:
Во-первых, опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограниченные возможности их удовлетворения, порождает желание осуществить их за счет других людей. Политика открывает такую возможность, поскольку именно здесь происходит распределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с власти. С власти субъект политики может удовлетворить все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми, обществом в целом и т. д.
Во-вторых, индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу (конфликт интересов). Человек вынужден жить в обществе и подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. Общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Возможность выйти за пределы общественного контроля предоставляет политика. Но каковы конкретные люди, которые делают политику (лидеры, элиты), такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы можем охарактеризовать деяниями одной личности: Екатерины 2, Петра I, Ивана Грозного, В. И. Ленина.
Подводя общий итог рассуждениям, можно сделать вывод, что не случайно возник вопрос о столкновении интересов и ценностей в политике. Таким образом, конфликтов интересов и ценностей в политике можно будет избежать лишь тогда, когда эти механизмы общественного контроля и права будут действительно работать в нашем обществе.