В современном правоведении существует несколько подходов к определению права. Один из таких подходов нaзывают нopмaтивнo-пpaвoвым (или нормативистским), он обычно при меняется юристами-практиками. В этом случае право определяется как исходящая от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое (т. е., предусмотренное нормами права) регулирование общественных отношений и охраняется силой государства.
Исходящее от государства право принято называть пoзитивным (положительным) в том смысле, что оно дoкументально оформлено в виде государственных законов и иных правовых документов и поэтому представляет собой конкретную юридическую реальность, существование кoтoрой целиком зависит от воли людей.
Другой подход называется ecтecтвeннo-пpaвoвым. Eгo сторонники, высоко оценивая роль позитивного права, считают, однако, что право в целом представляет собой явление гораздо более глубокое. Наряду с позитивным, полагают они, существует также естественное право, которое не является творением людей, «дано» естественным порядком вещей - возникло объективно, из самой природы человека, общества. Данный вид права выражает объективно присущее человеку притязание на свободу и проявляется в нeотчуждаемых (неотъемлемых), принадлежащих человеку от рождения, правах: праве каждого на eгo собственную жизнь, на свободное определение своей судьбы, на личное достоинство и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, на возможность иметь собственность и т. д.
По отношению к позитивному праву естественное право выступает в качестве идеала и одновременно критерия свободы и справедливости. В связи с этим естественное право следует рассматривать как императив (повеление, требование), стоящий выше государства и eгo законов.
Принципы и нормы ecтecтвeннoгo права (сердцевину котopoгo составляют права человека) в наши дни стали бщечеловеческой ценностью и нашли свое наиболее полное воплощение в таких международных документах, как Xapтия прав человека (куда входит и всеобщая декларация прав человека), Конвенция о правах ребенка и др. Многие демократически ориентированные страны, в том числе и Россия, в процессе национального законотворчества опираются на нормы eстecтвeннoгo права и уже включили в свои конституции специальные разделы о правах человека. Тaким образом, идет активный процесс взаимодействия и взаимообогащения позитивного и ecтecтвeннoгo права: ecтecтвенное право служит источником идей гуманизма, свободы и справедливости; в свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу общеобязательной нормы, охраняемой гocудapcтвoм,- силу закона.
Сторонники данного подхода в самом общем виде определя ют право как средство закрепления и реального о6ecпeчения естественных прав и свобод человека и гражданина.
В последнее время сложился еще один подход к пониманию права, который стали называть инмeгpaмивным. Выражается он в стремлении синтезировать разные подходы к праву и eгo определению. Однако выработка «синтетического» определения права, по мнению многих специалистов, остается делом будущего.
Подводя итог, отметим, что сегодня невозможно cocтaвить правильное и полное знание о праве, если не учитывать различные подходы к eгo определению. Вместе с тем существует давно проверенный путь преодоления различий в подходах к определению права - характеристика eгo нaибо лее важных признаков.
В современном правоведении существует несколько подходов к определению права. Один из таких подходов нaзывают нopмaтивнo-пpaвoвым (или нормативистским), он обычно при меняется юристами-практиками. В этом случае право определяется как исходящая от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое (т. е., предусмотренное нормами права) регулирование общественных отношений и охраняется силой государства.
Исходящее от государства право принято называть пoзитивным (положительным) в том смысле, что оно дoкументально оформлено в виде государственных законов и иных правовых документов и поэтому представляет собой конкретную юридическую реальность, существование кoтoрой целиком зависит от воли людей.
Другой подход называется ecтecтвeннo-пpaвoвым. Eгo сторонники, высоко оценивая роль позитивного права, считают, однако, что право в целом представляет собой явление гораздо более глубокое. Наряду с позитивным, полагают они, существует также естественное право, которое не является творением людей, «дано» естественным порядком вещей - возникло объективно, из самой природы человека, общества. Данный вид права выражает объективно присущее человеку притязание на свободу и проявляется в нeотчуждаемых (неотъемлемых), принадлежащих человеку от рождения, правах: праве каждого на eгo собственную жизнь, на свободное определение своей судьбы, на личное достоинство и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, на возможность иметь собственность и т. д.
По отношению к позитивному праву естественное право выступает в качестве идеала и одновременно критерия свободы и справедливости. В связи с этим естественное право следует рассматривать как императив (повеление, требование), стоящий выше государства и eгo законов.
Принципы и нормы ecтecтвeннoгo права (сердцевину котopoгo составляют права человека) в наши дни стали бщечеловеческой ценностью и нашли свое наиболее полное воплощение в таких международных документах, как Xapтия прав человека (куда входит и всеобщая декларация прав человека), Конвенция о правах ребенка и др. Многие демократически ориентированные страны, в том числе и Россия, в процессе национального законотворчества опираются на нормы eстecтвeннoгo права и уже включили в свои конституции специальные разделы о правах человека. Тaким образом, идет активный процесс взаимодействия и взаимообогащения позитивного и ecтecтвeннoгo права: ecтecтвенное право служит источником идей гуманизма, свободы и справедливости; в свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу общеобязательной нормы, охраняемой гocудapcтвoм,- силу закона.
Сторонники данного подхода в самом общем виде определя ют право как средство закрепления и реального о6ecпeчения естественных прав и свобод человека и гражданина.
В последнее время сложился еще один подход к пониманию права, который стали называть инмeгpaмивным. Выражается он в стремлении синтезировать разные подходы к праву и eгo определению. Однако выработка «синтетического» определения права, по мнению многих специалистов, остается делом будущего.
Подводя итог, отметим, что сегодня невозможно cocтaвить правильное и полное знание о праве, если не учитывать различные подходы к eгo определению. Вместе с тем существует давно проверенный путь преодоления различий в подходах к определению права - характеристика eгo нaибо лее важных признаков.