по обществу! Культура - мощный фактор человеческой деятельности: она присутствует во всем, что мы видим и чувствуем. «Непорочного восприятия» не существует - все, что мы видим и воспринимаем, доходит до нас окрашенным ожиданиями и предрасположениями. В основе их лежит наша культура: мы видим мир через очки, окрашенные нашей культурой. Огромное большинство людей пользуется этими очками, даже не подозревая об их существовании. Навеваемые невидимыми очками предрасположения действуют тем более сильно, что «культурные очки» остаются невидимыми. То, что люди делают, напрямую зависит от того, во что они верят, а их убеждения, в свою очередь, зависят от культурно окрашенного видения себя и окружающего мира… В ходе исторического развития возникали и создавали свое видение мира великие культуры человечества. На заре истории мир виделся атавистическим: души имели не только люди, но и животные, и растения - все в природе было живым. Родник в саванне внушал благоговейный страх перед духами и силами природы, а также перед душами умерших; олень, очутившийся посреди человеческого поселения, отождествлялся с духом предка, пришедшего навестить родных; гром считался знаком, подаваемым прародительницей- Матерью или всемогущим Отцом. На протяжении всей письменной истории традиционные культуры были перегружены рассказами о чувственном восприятии невидимых существ, располагавшихся в символической иерархии. Классические культуры Древней Греции заменили взгляд на мир, основанный на мифе, концепциями, основанными на рассуждениях, хотя последние редко подвергались проверке с экспериментов и наблюдений. С библейских времен на Западе и на протяжении нескольких тысячелетий на Востоке во взглядах людей доминировали предписания и образы религии (или иных принятых систем верований). Это влияние значительно ослабло в XVI и XVII вв., когда в Европе возникла экспериментальная наука. За последние три столетия научно-технологическая культура стала доминировать над мифологическими и религиозными воззрениями Средневековья, хотя и не полностью вытеснила их. В XX в. научно-технологическая культура Запада распространилась по всему земному шару. Не западные культуры теперь стоят перед дилеммой: раскрыться ли перед западной культурой или замкнуться и продолжать следовать традиционными путями, сохраняя привычный образ жизни, занятия и культы. (Э. Ласло) С1. Что автор называет «культурными очками»? Как они влияют на жизнь людей? С2. Назовите этапы в развитии культуры, которые выделил автор, и подберите в тексте краткую характеристику каждого из них. С3. С опорой на текст, знания курса и личный социальный опыт приведите три объяснения мысли автора: «Культура присутствует во всем, что мы видим и чувствуем». С4. Автор упомянул дилемму, стоящую перед современными не западными культурами. Приведите по одному положительному и одному отрицательному последствию каждого выбора.

P1wHeNS P1wHeNS    1   20.10.2020 01:04    169

Ответы
Ulamaishka567 Ulamaishka567  21.12.2023 12:13
1. Автор называет "культурными очками" набор предрассудков и ожиданий, через которые мы видим и воспринимаем мир. Они влияют на жизнь людей, так как определяют наш образ мышления, поведение, наши ценности и убеждения. Культурные очки формируют наше представление о себе и окружающем мире, и, следовательно, оказывают влияние на то, как мы принимаем решения и взаимодействуем с другими людьми.

2. Автор выделяет несколько этапов в развитии культуры:

- Атавистический этап: на заре истории человечества души приписывались не только людям, но и животным и растениям. Мир воспринимался как живое существо, а природа была обладательницей духовных сил и душ умерших.
- Мифологический этап: на протяжении всей письменной истории традиционные культуры были перегружены рассказами о невидимых существах, которые обладали символической иерархией.
- Религиозный этап: с библейских времен на Западе и на Востоке религиозные предписания и образы доминировали в мыслях людей.
- Экспериментально-научный этап: в XVI и XVII веках в Европе возникла экспериментальная наука, которая начала противостоять мифологическому и религиозному мировоззрению.
- Научно-технологический этап: за последние три столетия научно-технологическая культура стала доминировать над мифологическими и религиозными воззрениями. В XX веке она распространилась по всему миру.

3. Чтобы объяснить мысль автора о том, что культура присутствует во всем, что мы видим и чувствуем, можно привести следующие объяснения:

- Язык: язык, который мы используем для общения, является продуктом культуры. Какие слова мы используем, как мы описываем мир и как мы выражаем свои мысли, напрямую зависит от нашей культуры.
- Социальные нормы и ценности: наше представление о правильном и неправильном, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом основывается на наших культурных ценностях. Они определяют нашу мораль и поведение в обществе.
- Образование и искусство: культура пронизывает и наше образовательное и искусственное окружение. Какие знания и навыки мы усваиваем, какие искусства мы ценим и какие ценности передаем следующему поколению - все это отражает нашу культуру.

4. Автор упоминает дилемму, стоящую перед современными не западными культурами:

- Положительное последствие раскрытия перед западной культурой: доступ к новым знаниям и технологиям, улучшенные условия жизни, возможность развития и сотрудничества с другими культурами.
- Отрицательное последствие раскрытия перед западной культурой: потеря традиций и идентичности, нарушение баланса с природой, зависимость от западных идей и ценностей.

- Положительное последствие замыкания и продолжения следования традиционным путям: сохранение уникальной истории, культурных ценностей и традиций, сохранение природных ресурсов и баланса с окружающей средой.
- Отрицательное последствие замыкания и продолжения следования традиционным путям: ограниченные возможности развития, проблемы доступа к современным технологиям и знаниям, изоляция от других культур и потеря возможности для культурного обмена.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Обществознание