федорино горе". сюжет сказки таков: вещи взбунтовались против собственной хозяйки, поскольку она недостаточно хорошо за ними ухаживала. это абсурд с точки зрения мировосприятия: ведь вещи не могут человеком. вещи для человека, а не человек для вещей! даже если он пользуется ими недостаточно
хорошо. вещи не имеют "права голоса", и не должны повелевать собственным хозяином. да, федора неаккуратная хозяйка, у нее беспорядок. но это ее личное дело! и ее собственные вещи! но нет, здесь чуковский внушает ребенку мысль, что так называемое "личное пространство" отсутствует, всегда найдется
кто-то, подсматривающий за его поведением. когда человек поступает "плохо" (в данном случае - неаккуратно обращается с собственными вещами) , он должен "исправляться" не из страха перед наказанием, а по велению совести. в этой сказке чуковский озвучивает советскую мораль - невозможно быть
"нравственным" просто так. если тебя поймают за руку - да, это нельзя трогать. если нет милиционера на входе - тогда можно пронести. человек, по-настоящему воспитанный, не делает чего-то плохого не из страха, что поймают или накажут, а потому, что это идет вразрез с его иерархией ценностей, для него
это недопустимо по внутренним законам, а не по внешним.
в сказке нарушен один из законов развития - предметный мир не человеком, все совсем наоборот. в подсознании ребенка происходит важнейший переворот в возрасте примерно трех лет - он ощущает себя отдельной личностью, выделяет себя
из мира, из всего окружающего. он стоит выше. в этой сказке предметы меняются с человеком местами в миром (как и в "мойдодыре"), что невозможно в принципе (в народных сказках человек, какой бы он не был "отрицательный", никогда не скатывается на ступеньку ниже предметного мира).
федорино горе". сюжет сказки таков: вещи взбунтовались против собственной хозяйки, поскольку она недостаточно хорошо за ними ухаживала. это абсурд с точки зрения мировосприятия: ведь вещи не могут человеком. вещи для человека, а не человек для вещей! даже если он пользуется ими недостаточно
хорошо. вещи не имеют "права голоса", и не должны повелевать собственным хозяином. да, федора неаккуратная хозяйка, у нее беспорядок. но это ее личное дело! и ее собственные вещи! но нет, здесь чуковский внушает ребенку мысль, что так называемое "личное пространство" отсутствует, всегда найдется
кто-то, подсматривающий за его поведением. когда человек поступает "плохо" (в данном случае - неаккуратно обращается с собственными вещами) , он должен "исправляться" не из страха перед наказанием, а по велению совести. в этой сказке чуковский озвучивает советскую мораль - невозможно быть
"нравственным" просто так. если тебя поймают за руку - да, это нельзя трогать. если нет милиционера на входе - тогда можно пронести. человек, по-настоящему воспитанный, не делает чего-то плохого не из страха, что поймают или накажут, а потому, что это идет вразрез с его иерархией ценностей, для него
это недопустимо по внутренним законам, а не по внешним.
в сказке нарушен один из законов развития - предметный мир не человеком, все совсем наоборот. в подсознании ребенка происходит важнейший переворот в возрасте примерно трех лет - он ощущает себя отдельной личностью, выделяет себя
из мира, из всего окружающего. он стоит выше. в этой сказке предметы меняются с человеком местами в миром (как и в "мойдодыре"), что невозможно в принципе (в народных сказках человек, какой бы он не был "отрицательный", никогда не скатывается на ступеньку ниже предметного мира).