ответьте на вопросы по отрывку из работы И.А. Ильина, приведённому ниже. 1. Какого человека можно назвать «живым органом государства»?
2. В чём различие по И.А. Ильину, внешнего и внутреннего участия граждан?
«И.А.Ильин утверждает «органическое понимание государства». Итак, жизнь государства слагается не арифметически, а органически. Самые люди, участвующие в этой жизни, суть не отвлеченные «граждане» с пустыми «бюллетенями» в руках, но живые личности телесно-душевно-духовные организмы; они не просто нуждаются в свободе, но они должны быть достойны ее. Избирательный бюллетень может подать всякий; но ответственно справляться с бременем государственного суждения и действия — может далеко не всякий. Человек участвует в жизни своего государства как живой организм, который сам становится живым органом государственного организма; он участвует в жизни своего государства всем — телесным трудом, ношением оружия, воинскими лишениями, напряжениями и страданиями; своею лояльною волею, верностью сердца, чувством долга, исполнением законов, всем своим (частным и публичным) правосознанием. Он строит государство инстинктивной и духовной преданностью, семейной жизнью, уплатою налогов, службою и торговлею, культурным творчеством и даже славою своего личного имени...
Это участие не сводимо к внешним делам и к внешнему «порядку»; оно включает и нашу внутреннюю жизнь. Но это «включение» состоит не в том, что «мы ничего не смеем», а «государство все смеет»; что мы — рабы, а государство — рабовладелец; что гражданин должен жить по принципу «Чего изволите?». Совсем нет. Тоталитарное извращение есть явление сразу больное, нелепое и преступное. В государство включаются... все свободные, частно-инициативные, духовно-творческие, внутренние настроения и внешние деяния граждан. Так, инициативная жертвенность граждан может поддержать армию, выиграть войну и государство. Паника населения во время войны, наводнения, землетрясения, эпидемии может принести государству непоправимый вред. Политическая клевета, подрывающая доверие к законному Государю, отрывает от него сердца граждан, изолирует его и разрушает государство (по правилу: «Поражу пастыря, и рассеются овцы»). В стране, где граждане переживают воинскую повинность, как честь, как правило, как доблестное служение, мобилизация протекает совсем иначе, чем там, где люди «пальцы режут, зубы рвут, в службу царскую нейдут». Чиновник, честно блюдущий «казенную копейку», строит свое государство; чиновник, бормочущий себе под нос: «Казна — шатущая корова, только ленивый ее не доит», — есть враг своей страны и своего государства».