ответьте на вопросы: 1.1) понятие общества. подсистемы (сферы) общественной жизни. многовариантность общественного развития. 1.2) социальная стратификация и социальная мобильность. 1.3) люди, жившие в первой половине xx века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. а для их детей и внуков всё это, как и сверхзвуковые самолёты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих факторов? 2.1) типы обществ. понятие общественного прогресса. процессы и проблемы. 2.2) социальный статус и социальная роль. многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. 2.3) испанский социолог м. кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: "я думаю, следовательно, я произвожу". какую черту этого общества постарался выразить учёный? чем ещё характеризуется данное общество? 3.1) индивид, индивидуальность, личность. социализация личности. цель и смысл жизни. 3.2) виды социальных норм. санкции в обществе. самоконтроль. 3.3)на улице вы увидели группу людей, которые взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. признаки какого общества есть в этом примере? как вы поведёте себя? объясните вашу позицию. 4.1) виды деятельности. выбор профессии, профессиональное самоопределение. 4.2) девиантное поведение и его виды. социальная и личная значимость здорового образа жизни. 4.3) "общество существует ради сильного государства" или сильное государство надёжно служит обществу"? какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему? 5.1) потребности интересы человека. самопознание 5.2) социальный конфликт и пути его разрешения. межнациональные конфликты. 5.3) "каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество" - так сформулировал основной принцип рыночной учёный а. смит. раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его. 6.1) познание. понятие истины и её критерии. виды человеческий знаний. 6.2) молодёжь как социальная группа. 6.3) на территории, примыкающей к заповеднику,региональные власти решили построить нефтеперерабатывающий завод. население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. какую из этих позиций вы готовы поддержать? какие аргументы вы ? 7.1) внутренний мир человека. мировоззрение. свобода человека и её ограничители. 7.2) уголовное право. преступление. уголовная ответственность. 7.3) философ и. а. ильин считал, что необходимо "научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать её и самостоятельно действовать во имя её целей". нужно ли это делать в наше время? если такую не решать, то каковы будут последствия этого? объясните ваш ответ. 8.1) межличностные отношения и конфликты, и пути их решения. 8.2) семейное право и семейные правоотношения. заключение и расторжение брака. брачный договор. права и обязанности . 8.3) представьте, что в одной и поездок по железной дороге вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. что вы будете делать? какими попробуете установить контакт при отсутствии лица? 9.1) понятие о культуре. формы (виды) культур. особенности молодёжной субкультуры. 9.2) политика. понятие власти. государство как политический институт, его признаки, внутренние и внешние функции. 9.3) прочитай отрывок из работы современного социолога "родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. у родителей должна быть власть над детьми - это во всеобщих интересах. и всё же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. в демократической семье власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? чьи интересы, кроме интересов детей и родителей здесь подразумеваются? какими, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором "неписаное соглашение" между родителями и детьми?
Общество – это социальная организация, в которой люди совместно взаимодействуют, соединяются в группы и структуры, выполняют различные социальные роли и функции. Общество состоит из различных подсистем, или сфер, общественной жизни, которые взаимодействуют и зависят друг от друга. Это экономика (производство, распределение и потребление материальных и нематериальных благ), политика (организация власти и принятие решений), культура (система ценностей, норм и символов), социальная сфера (образование, здравоохранение, социальная защита) и другие. Многовариантность общественного развития означает, что существует множество возможных путей развития общества, которые зависят от исторического, географического, экономического и социокультурного контекста.
1.2) Социальная стратификация и социальная мобильность:
Социальная стратификация – это процесс деления общества на слои, или социальные страты, основанные на различиях в статусе, власти и привилегиях. Стратификация может быть обусловлена такими факторами, как социальный класс, доход, профессия, образование и т. д. Социальная мобильность – это возможность изменить свой социальный статус и перемещаться между социальными стратами. Она может быть вертикальной (вверх или вниз по социальной иерархии) или горизонтальной (переход между различными сферами деятельности или профессиями). Социальная мобильность важна для общества, так как она способствует развитию талантов и способностей индивидов, повышению равенства возможностей и достижению социальной справедливости.
1.3) Развитие науки и образования:
Отсутствие таких технологий, как телевизор, мобильный телефон и стиральная машина в первой половине XX века, а позднее их нормализация в повседневной жизни детей и внуков, указывает на быстрый прогресс науки и технологий. Наука и образование играли и продолжают играть ключевую роль в развитии общества. Они обеспечивают новые знания, инновации и разработки, помогающие современному человеку решать проблемы и улучшить качество жизни. Из этого факта можно сделать вывод, что развитие науки и образования позволяет обществу обращаться с изменениями эффективнее и развиваться в соответствии с потребностями времени.
2.1) Типы обществ:
Существует несколько типов обществ, включая традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество основано на традициях, обычаях и религии. Индустриальное общество возникло в результате промышленной революции и характеризуется массовым производством и разделением труда. Постиндустриальное общество основано на знаниях, информации и инновациях. Общественный прогресс – это процесс изменения общества в лучшую сторону. В процессе прогресса возникают новые технологии, институты, научные открытия, права человека и т. д. Однако прогресс также может сталкиваться с проблемами, такими как эко-кризис, конфликты в обществе и неравенство.
2.2) Социальный статус и социальная роль:
Социальный статус – это положение индивида в социальной иерархии общества, которое может быть определено на основе таких факторов, как профессия, доход, образование и принадлежность к определенной группе. Социальная роль – это ожидаемое поведение и функции, связанные с определенным социальным статусом. Юношеский возраст характеризуется многообразием социальных ролей из-за постоянного поиска и самоопределения. Юные люди испытывают различные социальные роли, такие как школьник, друг, ученик и т. д., и в этом процессе они формируют свою личность и идентичность.
2.3) Постиндустриальное общество:
Ученый М. Кастельс выразил формулу постиндустриального общества: "я думаю, следовательно, я произвожу". Эта формула означает, что в постиндустриальном обществе люди больше не только производят материальные товары, но и создают идеи, знания и информацию. Важным аспектом постиндустриального общества является развитие инноваций, высоких технологий, информационных технологий и услуг. Также постиндустриальное общество характеризуется высокой степенью индивидуализации, гибкости, мобильности и разнообразия.
3.1) Индивид, индивидуальность, личность:
Индивид – это отдельный человек как часть общества. Индивидуальность – это неповторимые характеристики и особенности каждого индивида, которые отличают его от других людей. Личность – это социально формируемое качество индивида, которое включает идентичность, самосознание и систему ценностей. Социализация личности – это процесс, в результате которого индивиды становятся членами общества, усваивают его правила, ценности, нормы и роли. Цель и смысл жизни индивида являются индивидуальными и могут различаться в зависимости от ценностей и убеждений каждого человека.
3.2) Социальные нормы и санкции:
Социальные нормы –