Вскоре после того, как в сделках стало использоваться золото, стало очевидно, что как покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото каждый раз при заключении сделок. Поэтому в практику вошло правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, имеющим специальные кладовые и готовым за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию.
Вскоре товары стали обмениваться на эти квитанции, которые превратились в раннюю форму бумажных денег, а сами золотых дел мастера стали прототипами современных банкиров. Поскольку золото, хранимое золотых дел мастерами в кладовых редко востребовалось, то есть оно не находилось в обращении, можно сказать, что квитанции были полноценными деньгами поскольку их количество в точности соответствовало количеству золота на хранении у золотых дел мастеров.
Так было до тех пор, пока какой-то изобретательный золотых дел мастер, видя, что количество поступающего золота превышает количество изымаемого, не начал выпускать в обращение квитанции, не обеспеченные золотом, давая под проценты ссуды торговцам, производителям и потребителям. Эти квитанции уже не были полноценными деньгами. Считается, что родоначальниками банков и бумажных денег были английские золотых дел мастера. В дальнейшем право выпуска бумажных денег перешло из частных рук к государству.
В нашей стране бумажные деньги появились в 1766 году по указу императрицы Екатерины II. В настоящее время, также, как и металлические деньги, бумажные деньги ни в одном государстве мира не имеют товарной основы, то есть они не обмениваются ни на золото, ни на другие драг. металлы.
Екатерина II в 1769 году издала манифест о выпуске бумажных ассигнаций. Фактически это были платежные расписки – их можно было обменять в специальных банках на медную монету (в том количестве, которое значилось в ассигнации). Затем, в 1786 году, появились ассигнации нового образца – 5 и 10 рублей. Чтобы малограмотные россияне смогли различить деньги между собой, новенькие ассигнации решено было раскрасить в разные цвета – пятирублевая купюра стала красной, а десятирублевая – синей.
Далее деньги стают двусторонними. Печать знаков на деньгах стала намного точнее. Подделать купюры стало гораздо сложнее.
В 1866 году при печати бумажных денег впервые в России используется металлография. На деньгах появляются портреты русских князей: на 5-рублевой банкноте – портрет Дмитрия Донского, на 10-рублевой – Михаила Федоровича, на 25-рублевой – Алексея Михайловича, а на 100-рублевой – Петра I. А в 1892 году ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал открытие, которое стало поистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, каким образом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски (раньше краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем – другой).
Вскоре после того, как в сделках стало использоваться золото, стало очевидно, что как покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото каждый раз при заключении сделок. Поэтому в практику вошло правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, имеющим специальные кладовые и готовым за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию.
Вскоре товары стали обмениваться на эти квитанции, которые превратились в раннюю форму бумажных денег, а сами золотых дел мастера стали прототипами современных банкиров. Поскольку золото, хранимое золотых дел мастерами в кладовых редко востребовалось, то есть оно не находилось в обращении, можно сказать, что квитанции были полноценными деньгами поскольку их количество в точности соответствовало количеству золота на хранении у золотых дел мастеров.
Так было до тех пор, пока какой-то изобретательный золотых дел мастер, видя, что количество поступающего золота превышает количество изымаемого, не начал выпускать в обращение квитанции, не обеспеченные золотом, давая под проценты ссуды торговцам, производителям и потребителям. Эти квитанции уже не были полноценными деньгами. Считается, что родоначальниками банков и бумажных денег были английские золотых дел мастера. В дальнейшем право выпуска бумажных денег перешло из частных рук к государству.
В нашей стране бумажные деньги появились в 1766 году по указу императрицы Екатерины II. В настоящее время, также, как и металлические деньги, бумажные деньги ни в одном государстве мира не имеют товарной основы, то есть они не обмениваются ни на золото, ни на другие драг. металлы.
Екатерина II в 1769 году издала манифест о выпуске бумажных ассигнаций. Фактически это были платежные расписки – их можно было обменять в специальных банках на медную монету (в том количестве, которое значилось в ассигнации).
Затем, в 1786 году, появились ассигнации нового образца – 5 и 10 рублей. Чтобы малограмотные россияне смогли различить деньги между собой, новенькие ассигнации решено было раскрасить в разные цвета – пятирублевая купюра стала красной, а десятирублевая – синей.
Далее деньги стают двусторонними. Печать знаков на деньгах стала намного точнее. Подделать купюры стало гораздо сложнее.
В 1866 году при печати бумажных денег впервые в России используется металлография. На деньгах появляются портреты русских князей: на 5-рублевой банкноте – портрет Дмитрия Донского, на 10-рублевой – Михаила Федоровича, на 25-рублевой – Алексея Михайловича, а на 100-рублевой – Петра I.
А в 1892 году ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал открытие, которое стало поистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, каким образом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски (раньше краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем – другой).