ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС
Потребность в познании дана человеку от природы. Она называется
любопытством. Да и не только людям – у животных познание
окружающего мира тоже играет жизненно важную роль.
С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться,
принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение,
слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь
распознать важную для жизни информацию.
Поиск информации, важной для жизни, – в этом состоит суть
познания у всех живых существ. Но мир животных и очень
медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и
постоянно усложняющийся.
Существует два основных познания: чувственный и
рациональный. Чувственное познание происходит с пяти
органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С их мы получаем первые представления о чём-то новом.
Рациональное познание происходит с разума (ума), интеллекта,
мыслительной деятельности. Обнаруживаются закономерности
окружающего мира. Процессы познания – чувственное и рациональное –
находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют
друг друга.
Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя.
Этот процесс называется самопознанием. Оценивая себя, человек может
получить истинное знание о себе, критически взглянув на себя, или
ложное, преувеличив свои достоинства. Очень важно сравнивать себя с
собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад, чтобы увидеть
произошедшие изменения.
(А.И.Кравченко)
1) Озаглавьте текст.
2) Опираясь на текст, объясните, почему человеку важно познавать мир и
самого себя? Дайте не менее двух объяснений.
3) Перечислите два основных познания мира, указанные в тексте.
4) Автор считает, что потребность в познании дана человеку от природы.
Приведите два собственных примера, как школьник может познавать
окружающий мир и общество, в котором он живет.