Обществознание, 10 класс
ТЕКСТ:
Модель типологии лидерства, на наш взгляд, должна быть построена на трех различных основаниях, связанных с определением: а) содержания; б) стиля; в) характера деятельности лидера. В таком случае можно говорить о следующих видах дифференциации лидерства.
1. По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
2. По стилю руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
3. По характеру деятельности: а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определенной специализированной ситуации. <...>
В более узком и традиционном смысле лидерство связано с представлением о одного из членов группы вести за собой других, быть примером для подражания, обладать сплочения людей вокруг себя и инициировать действие, дающее положительный эффект в деятельности группы. Однако жизнь показывает, что далеко не всякое лидерство дать положительный результат для совместной деятельности людей.
Поэтому к тому, что было нами сказано о типологии лидерства, построенного по трем основаниям — характеру, стилю и масштабу, следовало бы добавить и критерий, связанный с оценкой эффективности лидера или, точнее, оценкой направленности его деятельности. По этому критерию можно было бы разделить лидерство на конструктивное (если оно успеху и развитию группы) и деструктивное, если оно приводит к потере эффективности совместного действия и может завершиться даже разрушением общности.
Правомерно также дополнение к ранее предложенной типологии и критерия, связанного с различием лидеров по характеру предметной направленности их деятельности. Это позволило бы говорить о таких разновидностях лидерства, как политическое, религиозное, научное, духовное, экономическое и т. д.
И наконец, правомерна дифференциация лидеров по уровню их энергетической активности или, следуя концепции пассионарности Л. Н. Гумилева, по уровню и силе их эмоциональной «заразительности», одержимости в стремлении к осуществлению поставленной перед собой цели, а соответственно этому, и по масштабу деятельности от лидера малой группы до роли выдающейся личности во всемирной истории.
ВО На каких основаниях, по мнению автора, должна быть построена типология лидерства?
2) Опираясь на текст параграфа, дополните виды лидерства, выделенные автором по каждому основанию.
3) Каким может быть лидерство с точки зрения его направленности, в том числе предметной? Приведите примеры лидеров разной направленности.
4) Опираясь на текст, охарактеризуйте понятие «лидерство» в широком и узком смысле слова.
1) По мнению автора, типология лидерства должна быть построена на трех основаниях:
а) содержание деятельности лидера;
б) стиль руководства лидера;
в) характер деятельности лидера.
2) В тексте приводятся следующие виды дифференциации лидерства по каждому из оснований:
а) По содержанию деятельности:
- лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
- лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
- лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
б) По стилю руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
в) По характеру деятельности:
- универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера;
- ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной специализированной ситуации.
3) Лидерство может иметь различные направленности. Это может быть:
а) политическое лидерство - связано с руководством в политической сфере;
б) религиозное лидерство - связано с руководством в религиозных организациях;
в) научное лидерство - связано с руководством в научных проектах и исследованиях;
г) духовное лидерство - связано с руководством в духовных и религиозных практиках;
д) экономическое лидерство - связано с руководством в экономической сфере и бизнесе.
Примерами лидеров различной направленности могут служить: политические лидеры, такие как президенты и правители стран (например, Владимир Путин, Дональд Трамп); религиозные лидеры, такие как папа Римский (Франциск) или Далай Лама; научные лидеры, такие как Альберт Эйнштейн или Нильс Бор; духовные лидеры, такие как Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг младший; экономические лидеры, такие как Илон Маск или Джефф Безос.
4) В широком смысле слова, лидерство связано с представлением о возможности одного из членов группы вести за собой других, быть примером для подражания, обладать способностью сплочать людей вокруг себя и инициировать действия, которые приводят к положительному эффекту в деятельности группы. Однако, в узком смысле слова, не всегда лидерство приводит к положительным результатам. Деструктивное лидерство может привести к потере эффективности совместного действия группы и даже разрушению общности.
Надеюсь, я смог ответить на все ваши вопросы и прояснить понятие "лидерство" в школьном курсе обществознания. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать!