Общество меняться, сохраняя качественную определенность. включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов , политической, правовой или эстетической жизни. это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как реальное системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним. < > относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность самым существенным образом менять ее состояния. сравнив японию xvi века и японию xx века, мы можем вообразить, что побывали на разных планетах с колоссальными по масштабу различиями в образе жизни людей. и тем не менее речь идет одном и том же народе, находящемся на разных этапах своего развития, в котором настоящее проистекает из и содержит в себе важные зачатки будущего. конечно, можно утверждать, как это делают некоторые теоретики, что средневековая япония значительно больше похожа на феодальную францию, чем на современную страну восходящего солнца, ставшую одним из лидеров мирового сообщества. но это не дает оснований разрывать целостную страны, которая связана воедино не только общим названием, положением и языком общения, но и устойчивыми стереотипами культуры, воспроизводимыми особенностями национального менталитета (в частности, столетней психологией коллективизма, долга и дисциплины, которая во многом определила нынешнее преуспевание японцев). вопросы и : 1) почему сумма знаний из различных общественных наук недостаточна для понимания общества? при каком условии это понимание может быть достигнуто? 2) что, на взгляд автора, позволяет сохранять народу целостность даже при существенных изменениях в образе жизни людей? 3) возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность? выскажите свою точку зрения. подкрепите ее примерами.