Для начала стоит сказать, что вообще представляет из себя дефицит бюджета: дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами (пункт 6 части 1 статьи 6 БК РФ), именно ему будет посвящено сие сочинение. Теперь, точно определившись с предметом сообщения, можно, собственно, приступать к ответу на поставленный вопрос, касающийся преодоления проблемы бюджетного дефицита.
Практика знает два старых как мир решения этой проблема: уменьшение расходов бюджета на необходимую для ликвидации дефицита величину и увеличение доходов бюджета. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, коими сейчас и займемся, начав с уменьшения расходов.
Урезать расходы - довольно надежный вариант ликвидации бюджетного дефицита, ибо государство просто начинает выделять средств ровно столько, сколько может привлечь без использования государственного кредита или налоговых рычагов. Проблема в том, что данный 1. Ведет к недофинансированию отдельных элементов и чаще всего - социальной сферы, недостатки чего даже пояснять смысла нет; 2. С вероятностью в единицу приведет к дальнейшему сокращению поступлений в бюджет. Почему? Да потому что порезана социалка: граждане сами, без государственной вынуждены решать свои проблемы, на что нужны деньги, хорошим средством экономии которых является полная или частичная неуплата налогов.
Второй увеличение доходов - представляется более предпочтительным, но и он не без подводных камней. В нем самом можно выделить два основных направления увеличения доходов: повышение налогов и увеличение объема экономики.
С первым из них все предельно просто: увеличиваем налоговую ставку - получаем больше средств. Минусы примерно те же, что и в урезании расходов.
Со вторым все несколько сложнее: увеличив объем экономики, мы увеличим налоговою базу и, следовательно, размер налоговых поступлений. Недостаток у него только один - сложность в реализации (ну и еще возможность загнать себя в долговую яму, но об этом попозже). Каким образом можно стимулировать рост экономики? Вариантов немало: предоставление налоговых льгот, бюджетных субсидий, создание особых экономических зон, установление специальных режимов налогообложения (ибо они сильно облегчают жизнь малому бизнесу) - словом, тысячи их. Но такие меры (абсолютное большинство из них) ведут, во всяком случае на первых порах, к двум взаимообусловленным вещам: сокращению доходов бюджета и ростом государственного долга. Учитывая риск провала такого рода мероприятий, они могут даже ухудшить текущее положение дел, но все же, как говорится, игра стоит свеч.
Подытожим: дефицит бюджета можно ликвидировать двумя каждый из которых имеет свои подводные камни, но все же наиболее предпочтительным в долго перспективе является стимулирования роста экономики.
Теперь, точно определившись с предметом сообщения, можно, собственно, приступать к ответу на поставленный вопрос, касающийся преодоления проблемы бюджетного дефицита.
Практика знает два старых как мир решения этой проблема: уменьшение расходов бюджета на необходимую для ликвидации дефицита величину и увеличение доходов бюджета.
Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, коими сейчас и займемся, начав с уменьшения расходов.
Урезать расходы - довольно надежный вариант ликвидации бюджетного дефицита, ибо государство просто начинает выделять средств ровно столько, сколько может привлечь без использования государственного кредита или налоговых рычагов.
Проблема в том, что данный
1. Ведет к недофинансированию отдельных элементов и чаще всего - социальной сферы, недостатки чего даже пояснять смысла нет;
2. С вероятностью в единицу приведет к дальнейшему сокращению поступлений в бюджет. Почему? Да потому что порезана социалка: граждане сами, без государственной вынуждены решать свои проблемы, на что нужны деньги, хорошим средством экономии которых является полная или частичная неуплата налогов.
Второй увеличение доходов - представляется более предпочтительным, но и он не без подводных камней.
В нем самом можно выделить два основных направления увеличения доходов: повышение налогов и увеличение объема экономики.
С первым из них все предельно просто: увеличиваем налоговую ставку - получаем больше средств. Минусы примерно те же, что и в урезании расходов.
Со вторым все несколько сложнее: увеличив объем экономики, мы увеличим налоговою базу и, следовательно, размер налоговых поступлений.
Недостаток у него только один - сложность в реализации (ну и еще возможность загнать себя в долговую яму, но об этом попозже).
Каким образом можно стимулировать рост экономики? Вариантов немало: предоставление налоговых льгот, бюджетных субсидий, создание особых экономических зон, установление специальных режимов налогообложения (ибо они сильно облегчают жизнь малому бизнесу) - словом, тысячи их. Но такие меры (абсолютное большинство из них) ведут, во всяком случае на первых порах, к двум взаимообусловленным вещам: сокращению доходов бюджета и ростом государственного долга. Учитывая риск провала такого рода мероприятий, они могут даже ухудшить текущее положение дел, но все же, как говорится, игра стоит свеч.
Подытожим: дефицит бюджета можно ликвидировать двумя каждый из которых имеет свои подводные камни, но все же наиболее предпочтительным в долго перспективе является стимулирования роста экономики.