Памятники барокко в Свердловской области довольно немногочисленны. Тем они ценнее, к тому же по времени - самые ранние. Рассматривать их следует, конечно, в общеуральском архитектурном контексте, учитывая также столичные влияния. И разумеется, воздействие, которое оказывал на свою епархию (куда входило тогда все Зауралье) Тобольск с его замечательными храмами.
Говоря о возникновении барокко в Уральском регионе, необходимо иметь в виду, что к этому моменту местная каменная архитектура успела пройти только весьма короткий начальный этап своего развития. Фактически она зародилась лишь в конце 1670-х гг. в Прикамье, а конкретнее в Соликамске и его окрестностях. Первые ее памятники своеобразно сочетали черты московских и ярославских церквей времен так называемого узорочья - предбарочного периода древнерусского зодчества - с воспроизведением в камне привычных деревянных форм.
Тем временем, на закате Древней Руси, в Москве и Подмосковье "узорочье" сменяется стилем, именуемым московским или нарышкинским барокко. Его отличительными признаками стали ярусное построение с восьмериками на четверике, определенная унификация декора, выполняемого обычно из белого камня и содержащего барочно-европейские моривы, в том числе ордер.
Московское барокко уже создало все свои шедевры, когда его отголоски достигли Урала. Это произошло в самом конце 1690-х гг. и в первую очередь затронуло опять-таки Соликамск. Вознесенская церковь (1698-1704 гг.) получила новый тип наличников, завершенных двумя встречными спиралевидными элементами. В начатом одновременно с Вознесенскойцерковью Крестовоздвиженском соборе ( 1698-1709 гг.) подобные наличники приобрели за счет колонок и антаблемента отчетливую ордерность. Их рисунок восходит к творениям крупнейшего мастера "московского барокко" Якова Бухвостова (сравните третий ряд окон Успенского собора в Рязани, 1693-1699 гг.). Но в Москве и Подмосковье он не получил широкого распространения, а на Урале ему, как и вышеупомянутому орнаменту-"жучку", суждено было стать весьма устойчивым декоративным мотивом.
Говоря о возникновении барокко в Уральском регионе, необходимо иметь в виду, что к этому моменту местная каменная архитектура успела пройти только весьма короткий начальный этап своего развития. Фактически она зародилась лишь в конце 1670-х гг. в Прикамье, а конкретнее в Соликамске и его окрестностях. Первые ее памятники своеобразно сочетали черты московских и ярославских церквей времен так называемого узорочья - предбарочного периода древнерусского зодчества - с воспроизведением в камне привычных деревянных форм.
Тем временем, на закате Древней Руси, в Москве и Подмосковье "узорочье" сменяется стилем, именуемым московским или нарышкинским барокко. Его отличительными признаками стали ярусное построение с восьмериками на четверике, определенная унификация декора, выполняемого обычно из белого камня и содержащего барочно-европейские моривы, в том числе ордер.
Московское барокко уже создало все свои шедевры, когда его отголоски достигли Урала. Это произошло в самом конце 1690-х гг. и в первую очередь затронуло опять-таки Соликамск. Вознесенская церковь (1698-1704 гг.) получила новый тип наличников, завершенных двумя встречными спиралевидными элементами. В начатом одновременно с Вознесенскойцерковью Крестовоздвиженском соборе ( 1698-1709 гг.) подобные наличники приобрели за счет колонок и антаблемента отчетливую ордерность. Их рисунок восходит к творениям крупнейшего мастера "московского барокко" Якова Бухвостова (сравните третий ряд окон Успенского собора в Рязани, 1693-1699 гг.). Но в Москве и Подмосковье он не получил широкого распространения, а на Урале ему, как и вышеупомянутому орнаменту-"жучку", суждено было стать весьма устойчивым декоративным мотивом.