Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...
Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
Вопросы и задания:
1 Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.
2 Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных социокультурных норм и традиций»?
3 Чем маргиналы отличаются от люмпенов?
4 В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества?
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
5 Как общество может обезопасить человеконенавистнические идеи?
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. ответ пришлите в виде текста, например 1-А, 2-Б..
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. (4). (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): церковь, армия, брак, политика и т.п.»
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
А) Миграция Б) Мобильность В) Горизонтальная Г) Институт Д) Статус Е) Вертикальная Ж)Группа З) Стратификация И) Лифты