Люди! умоляю! прочитайте текст и выполните 13 -16. для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту. увидеть и не испытать соблазна сорвать красивый лесной цветок могут два совершенно непохожих друг на друга человека: равнодушный к красоте, эстетически неразвитый человек и, наоборот, тонкая натура, открытая всякой красоте в природе. первый не притронется, потому что не заметит, не оценит, второй потому что слишком заметит, слишком оценит и пощадит. сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по-своему духовному развитию находится как бы посередине между этими двумя типами людей. этот «промежуточный» субъект уже не настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради нее самой и всех других путников. потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли, чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы. подлинная культура предполагает другой обладания красотой: она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рюкзак, в багажник, в горсть или в охапку. красота мира принадлежит всем людям. запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце – это и есть высшее проявление культуры человека. однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. отправляясь на природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными в сохранении и умножении этой красоты. увидели родничок, укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе – залечите её. развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных. 13. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 14. какие типы людей описываются в тексте? 15. в чём автор видит проявление подлинной культуры? 16. опираясь на текст и знания обществоведческого курса, примеры потребительского и культурного отношения к природе.