Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определённые правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия, – короче, обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, её преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура офицерства, культура крестьянства, и шире – культура в целом. но для того, чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на неё с самого раннего возраста. и здесь мы встречаемся с институтом воспитания. например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное развитие: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным (например, учат не перебивать старших или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству) . слушая разговоры старших, ребёнок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего её основу – эмоционально-ценностную ориентацию. отметим три особенности такого воспитания. оно распространяется, как правило, на ребёнка, юношу или девушку, но не далее. при такой системе воспитатель в большинстве случаев сознательно или бессознательно стремится сформировать культуру воспитанника по своему образу и подобию, то есть привить ему ту систему ценностей, которой живёт он сам. наконец, воспитание ведётся в интересах воспитанника. цель такого воспитания – приготовить молодого человека к жизни, сделать так, чтобы он был по возможности счастлив и благополучен. разумеется, объективно бывает нередко и так, что интересы воспитанника понимаются ложно, и он за такое воспитание, став взрослым, не скажет, но субъективные намерения чаще всего именно такие. однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и ею. она реализуется через систему образования, научных и художественных организаций. (по а. б. есину) 1) 1) составьплан текста. 2) какие два пути формирования культуры личности рассмотрены в тексте? почему для общества важно развитие культуры отдельных личностей? 3) как автор понимает цель стихийного развития личности? какие два средства такого развития в тексте? 4) рассказывая о направленном формировании культуры личности, автор упоминает систему образования. три примера, иллюстрирующие влияние образования на культуру человека. 5) какие социальные группы влияют на развитие культуры личности? назовите любые две группы и кратко объясните, в чём проявляется влияние каждой из них. 6) считается, что даже взрослые люди в воспитании (самовоспитании) . два объяснения (аргумента) , это мнение.
Введение: вводная часть, в которой автор говорит о важности формирования культуры личности в обществе.
Основная часть:
- Раскрытие понятия стихийного формирования культуры личности и его роль в воспроизводстве и преемственности культуры.
- Описание института воспитания и его особенностей.
- Проведение параллели между стихийным развитием и направленным формированием культуры личности.
- Рассмотрение влияния образования на развитие культуры личности и приведение трех примеров.
- Обсуждение влияния различных социальных групп на формирование культуры личности и указание на две группы.
Заключение: утверждение о том, что даже взрослые люди продолжают развивать свою культуру личности через самовоспитание.
2) В тексте рассмотрены два пути формирования культуры личности:
- Стихийное развитие: человек подражает старшим, усваивает правила поведения и понятия, формируя ценностную систему, характерную для данной культуры. Этот путь формирования культуры основывается на примере и замечаниях старших.
- Направленное формирование: реализуется через систему образования и научных, художественных организаций. Целью этого пути является формирование культуры учащихся в соответствии с определенными стандартами и ценностями общества.
Для общества важно развитие культуры отдельных личностей, потому что это обеспечивает сохранение и преемственность культуры данного социума. Культура отражает ценности, нормы и традиции общества, которые формируются и передаются через поколения. Каждая личность, овладевая культурой общества, вносит свой вклад в ее развитие и сохранение.
3) Автор понимает цель стихийного развития личности как подготовку молодого человека к жизни, чтобы он был счастлив и благополучен. Два средства стихийного развития в тексте:
- Подражание старшим: ребенок наблюдает за поведением старших и принимает их примеры и образцы, формируя собственные ценности.
- Постепенное обретение элементов культуры через разговоры и замечания старших, которые помогают приобретать определенные навыки и понятия.
4) Три примера влияния образования на формирование культуры личности:
- Учебные предметы, которые помогают расширить знания о культуре, истории и ценностях общества.
- Воспитание эстетического вкуса через изучение искусства и литературы.
- Развитие критического и аналитического мышления через обучение научной методике и исследованию.
5) В развитие культуры личности влияют различные социальные группы. Примеры двух таких групп:
- Семья: влияние семьи выражается в передаче семейных традиций, ценностей и навыков. Семья является первой социальной группой, с которой ребенок сталкивается, и она оказывает основополагающее влияние на его культуру личности.
- Школа: школа играет важную роль в формировании культуры личности, так как предоставляет образование и воспитание, стандартизирует знания и навыки, формирует ценности и нормы поведения.
6) Считается, что даже взрослые люди продолжают воспитывать себя через самовоспитание. Два объяснения этого мнения:
- Личностное развитие продолжается в течение всей жизни, и каждый человек стремится стать лучше, развить свои способности и повысить свою культуру.
- Общество постоянно меняется, поэтому взрослым приходится адаптироваться к новым условиям и изменять свои ценности и навыки в соответствии с требованиями времени. Это также требует самовоспитания и развития культуры личности.