Культура как сфера духовного производства
В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, рас и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Рас ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на рас культурных ценностей.
С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному начальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
1. Культура как сфера духовного производства
2. Содержание духовного производства
3. Элементы духовного производства
4. Сохранение и репродукция культурных творений
5. Роль образования и СМИ в духовной жизни общества
С2. Культура выполняет две функции в обществе:
- Формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает необходимые знания и ориентацию для осуществления различных видов деятельности.
- Создает дифференцированную систему ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов, необходимых для функционирования хозяйства, политики и социальных отношений.
С3. В духовное производство входят три составляющие:
- Материальные элементы, такие как финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.
- Кадры специалистов, включающие духовенство и светскую интеллигенцию.
- Социальные институты, такие как церковь, учебные заведения, научные центры.
С4. Примеры влияния СМИ на распространение культурных ценностей:
- Через телевидение и радио люди могут получить доступ к концертам, театральным постановкам и другим культурным мероприятиям, которые они физически не могут посетить. Это позволяет людям наслаждаться и узнавать о культурных творчествах, которые в прошлом были доступны только ограниченному числу людей.
- СМИ также создают новые формы культурных творений, как, например, фильмы, телесериалы, виртуальные экспозиции музеев и др. Это позволяет более широкой аудитории получить доступ к новому и разнообразию культурных ценностей.
С5. Государство Т. сохранит высокий уровень образованности населения, так как имеется всеобщее обязательное начальное образование, которое позволяет гарантировать определенный минимальный уровень грамотности и образованности населения.
С6. Я согласен с автором текста, что достижения культуры нужно сохранять и репродуцировать, поскольку это позволяет множеству людей получить доступ и наслаждаться культурными ценностями. Аргументы в пользу этой точки зрения:
- Сохранение и передача культурных ценностей способствует развитию и сохранению национальной и мировой идентичности.
- Доступ к культурным ценностям способствует обогащению личности, развитию интеллекта и образования, а также способствует межкультурному пониманию и толерантности.