Контрольная работа по теме: «Человек и природа».
1 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.
А1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью:
1) литосферы 2) ноосфера
3) биосфера 4) атмосфера
А2. Что из перечисленного улучшить экологическую обстановку:
1) строительство новых городов 2) создание заповедников
3) строительство ГЭС 4) освоение Крайнего Севера
А3. Что относится к естественному природному загрязнению:
1) сжигание топлива 2) вырубка лесов
3) извержение вулканов 4) канализационные стоки
А4. В каком году был принят закон РФ «Об охране окружающей среды»:
1) 1993 год 2) 1999 год 3) 2001 год 4) 2009 год
А5. Верны ли следующие суждения об экологической проблеме?
А. Экологическая проблема – это проблема отдельно взятого государства.
Б. Экологическая проблема – это глобальная проблема, её решение возможно только совместными силами всех стран мира.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А6. Наука о взаимодействии человека с природой:
1) ботаника 2) биология 3) зоология 4) экология
А7. Человек, который охотится, ловит рыбу там, где запрещено.
1) браконьер 2) охотник 3) рыболов 4) крестьянин
А8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?
А. Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил влияние человека на природу.
Б. Человек начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда задумываясь о последствиях своего вмешательства
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А9. Великий русский учёный, академик, основоположник многих наук о Земле:
1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский
А10. Территория, на которой охраняются уникальные объекты природы:
1) национальный парк 2) заповедник
3) биосферный заповедник 4) парк культуры и отдыха
2 из 4
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом В1-запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) облако вулканического пепла
2) свалка промышленных отходов
3) смог в центре населённого пункта
4) упавший на землю фрагмент метеорита
5) нефтяное пятно в Средиземном море
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Прочтите текст писателя М. Пришвина и выполните задания С1 – С4.
Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть,
чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту. Увидеть и не испытать соблазна сорвать красивый лесной цветок могут два совершенно
непохожих друг на друга человека: равнодушный к красоте, эстетически неразвитый человек и, наоборот, тонкая натура, открытая всякой красоте в природе. Первый не притронется,
потому что не заметит, не оценит, второй потому что слишком заметит, слишком оценит и пощадит. Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по - своему
духовному развитию находится как бы посередине между этими двумя типами людей. Этот «промежуточный» субъект уже не настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради нее самой и всех других
путников.
Потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли,
чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы.
Подлинная культура предполагает другой обладания красотой: она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносится с собой, не
укладывается в рюкзак, в багажник, в горсть или в охапку.
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее,
носить в сердце – это и есть высшее проявление культуры человека.
Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на
природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок, укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе – залечите её. Развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какие типы людей описываются в тексте?
С3. В чём автор видит проявление подлинной культуры?
С4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите примеры потребительского и культурного отношения к природе.