Казус. тит ливий, будучи капитаном корабля, во время сильного шторма приказал выбросить за борт часть самого тяжелого груза, чтобы предотвратить затопление и крен корабля. по прибытии в порт назначения выяснилось, что был выброшен практически весь груз, принадлежавший купцу тиберию нурию (вино, масло, уголь), груз купцов марка манилия и тита туллия сохранился в полном объеме (шерсть и ткани). тиберий нурий подал против тита ливия иск в суд. каким образом должно быть разрешено дело? повлияет ли на решение суда то, были ли эти трое купцов случайными попутчиками или же членами товарищества, совместно зафрахтовавшими корабль?
методические рекомендации. для решения данного казуса необходимо изучить понятие и виды убытков, порядок и объем их возмещения, формы и виды вины, в том числе понятие custodia, а также понятие договора товарищества и его юридическую характеристику. при решении рекомендуется при решении казуса обратиться к положениям дигест юстиниана.
1. Понятие и виды убытков:
Убытки - это материальные потери, понесенные сторонами договора в результате нарушения его условий.
В данном случае выяснилось, что был выброшен практически весь груз, принадлежавший купцу Тиберию Нурию. Это означает, что он понес убытки в виде потери груза, состоящего из вина, масла и угля.
Другие купцы, Марк Манилий и Тит Туллий, сохранили свой груз - шерсть и ткани. Они не понесли значительных убытков.
2. Порядок и объем возмещения убытков:
В соответствии с принципами разрешения споров в римском праве, нарушитель договора должен возместить стороне убытки, понесенные в результате этого нарушения.
В данном случае, если суд признает, что капитан корабля Тит Ливий несет ответственность за выброс груза, то ему будет приказано возместить эту потерю Тиберию Нурию. При этом возмещение должно быть равно стоимости выброшенного груза.
3. Формы и виды вины:
В данном случае, вина, приведшего к потере груза, может быть две формы:
- Вина в узком смысле - это непосредственное неправомерное действие лица, которое привело к убыткам (т.е. приказать выбросить за борт груз).
- Вина в широком смысле - это допущение невнимательности, неосторожности или неучета последующих последствий своих действий. В данном случае, капитан мог быть признан виновным в широком смысле, так как его действия привели к потере груза.
4. Понятие custodia:
Custodia означает ответственность за сохранность вверенных владельцем вещей или имущества.
В случае с кораблем, капитан несет ответственность за обеспечение сохранности и недопущение повреждения груза. Если корабль несет ответственность за потерю груза, то капитан может быть признан ответственным за несохранность.
5. Понятие договора товарищества:
Договор товарищества - это соглашение между двумя или более лицами о совместной деятельности с целью достижения прибыли.
В данном случае необходимо определить, были ли купцы - Марк Манилий и Тит Туллий - просто случайными попутчиками или они были участниками товарищества, которое совместно зафрахтовало корабль. Если они являлись участниками товарищества, то они могут предъявить иск к Титу Ливию за убытки, понесенные в результате его действий.
Пошаговое решение:
1. Установить, что груз, принадлежащий купцу Тиберию Нурию, был выброшен за борт корабля.
2. Определить, является ли капитан корабля Тит Ливий ответственным за эту потерю.
3. Принять во внимание понятие и виды убытков и порядок их возмещения.
4. Решить, что капитан Тит Ливий должен возместить Тиберию Нурию стоимость выброшенного груза.
5. Определить, были ли Марк Манилий и Тит Туллий случайными попутчиками или участниками товарищества, зафрахтовавшего корабль.
6. Если Марк Манилий и Тит Туллий были участниками товарищества, они могут предъявить иск к Титу Ливию за убытки, понесенные в результате его действий.
Таким образом, суд должен рассмотреть дело и вынести решение на основе вышеперечисленных юридических аспектов. Бытие купцов в договоре товарищества будет иметь значение при определении их права на возмещение убытков, если они предъявят иск.