Конституция РФ 1993 явилась важным шагом в развитии федеративного устройства России как необходимого условия её политического и экономического единства. Введя единое понятие – субъект Федерации, Конституция подчеркнула, что все они равноправны, в т. ч. во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти. Основополагающими принципами федеративного устройства России являются: гос. целостность (Россия – не союз государств, а единое государство, что обеспечивается, в частности, гос. единством территории всех её субъектов, организацией гос. власти, верховенством федерального права, единым гос. языком, единой денежной единицей, единым экономическим пространством и др.), право народов на самоопределение, что особенно важно для многонациональной страны [согласно Конституции, народы, населяющие Россию, могут в рамках федеральной Конституции самостоятельно изменять формы своего политич. устройства, но права выхода (сецессии) из состава России не имеют]. Субъекты Федерации обладают значительной самостоятельностью, в то же время часть полномочий они осуществляют вместе с Федерацией (совместное ведение), а другие составляют исключительную компетенцию федеральной власти. Известная асимметричность федеративного устройства выразилась в том, что республики в составе Федерации рассматриваются как государства и имеют свои конституции, остальные субъекты Федерации конституций не имеют, они принимают свои уставы, но, как и республики, имеют собственное законодательство.
Правила для разрешения противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации устанавливает федеральное коллизионное право. Все споры о компетенции между органами гос. власти Федерации и органами гос. власти её субъектов решает Конституционный суд РФ.
В составе Российской Федерации – 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. Сложность федеративной системы отражают исторические пути формирования Российской Федерации, сочетание национальной и территориальной модели.
Конституция РФ 1993 явилась важным шагом в развитии федеративного устройства России как необходимого условия её политического и экономического единства. Введя единое понятие – субъект Федерации, Конституция подчеркнула, что все они равноправны, в т. ч. во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти. Основополагающими принципами федеративного устройства России являются: гос. целостность (Россия – не союз государств, а единое государство, что обеспечивается, в частности, гос. единством территории всех её субъектов, организацией гос. власти, верховенством федерального права, единым гос. языком, единой денежной единицей, единым экономическим пространством и др.), право народов на самоопределение, что особенно важно для многонациональной страны [согласно Конституции, народы, населяющие Россию, могут в рамках федеральной Конституции самостоятельно изменять формы своего политич. устройства, но права выхода (сецессии) из состава России не имеют]. Субъекты Федерации обладают значительной самостоятельностью, в то же время часть полномочий они осуществляют вместе с Федерацией (совместное ведение), а другие составляют исключительную компетенцию федеральной власти. Известная асимметричность федеративного устройства выразилась в том, что республики в составе Федерации рассматриваются как государства и имеют свои конституции, остальные субъекты Федерации конституций не имеют, они принимают свои уставы, но, как и республики, имеют собственное законодательство.
Правила для разрешения противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации устанавливает федеральное коллизионное право. Все споры о компетенции между органами гос. власти Федерации и органами гос. власти её субъектов решает Конституционный суд РФ.