Какие проблемы нацио¬нальных отношений в них выделены? Почему необходимо воспи-тывать чувство патриотизма? На конкретных примерах проиллюст¬рируйте проявления национализма. К каким пагубным последствиями он приводит? Р. Роллан: «Правда у всех одна и та же, но у всякого народа есть своя особая ложь которую он именует своими идеалами»
А.Эйнштейн: «Национализм — детская болезнь, корь челове¬чества».
Т. Герцль: «Нация — это историческая группа людей, созна¬тельно спаянных друг с другом и сплачиваемых существованием общего врага».
Ш. Петефи: «Нация, которая боролась за человечество, погиб¬нуть не может!»
К.Маркс: «Всякая нация может и должна учиться у других»; «Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыж¬ку»; «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные цепи».
Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсут¬ствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами».
Ш. Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к оте¬честву состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
М. Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все».
Петр I: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».