Межличностные конфликты появляются тогда, когда у их участников возникают противоречия. Межличностный конфликт может возникнуть, как между незнакомыми людьми, так и между близкими. В конфликте есть положительные и отрицательные стороны.
Из положительных сторон можно отметить следующее:
- возникновение конфликта говорит о том, что отношения неблагополучны и дают повод задуматься об этом;
- некоторые конфликты являются движущей силой для развития отношений и поиска новых форм взаимодействия;
- конфликты дают возможность высказать свое мнение всем участникам, тем самым снять внутреннее напряжение.
Деструктивной стороной конфликта является:
- ухудшение взаимоотношений между людьми;
- разрушение устоявшихся форм общения;
- большое обилие негативных чувств и эмоций;
- участники конфликта могут разругаться и более не общаться.
Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни, многие люди научились плодотворно решать конфликты. Существует несколько их решения:
- Уклонение или уход. Это стремление всеми не идти на конфликт, а если все- таки это не удалось, то позиция " лучше не вступать в дискуссию". Как правило, это не решения конфликта, а его затягивание и откладывание. В некоторых случаях «уход» дает определенное количество времени, чтобы люди могли подумать и остыть.
- Уступка – это, когда один человек, не смотря на свои интересы, уступает другому человеку. Этот метод можно применять, когда интересы уступающей стороны не представляют для него особой важности. Если же человек уступает в результате давления, страха негативных последствий, но в тоже время проблема для него значима, то у него могут возникнуть внутренние противоречия, чувства неудовлетворенности, вины, а если человек постоянно выбирает только этот решения конфликта, то это приведет к низкой самооценке и депрессии.
- Соперничество. Это навязывание другому человеку своего мнения или форм поведения. Навязывание оправдано в случаях явной истинности высказываний и убеждения. Соперничество целесообразно применять в тех случаях, когда не хватает времени на обсуждение, и решение нужно принять очень быстро, но самое главное, чтобы это решение не навредило другому участнику конфликта или третьему лицу.
- Взаимные уступки или компромисс. Применяется, когда у людей есть время и возможность частично уступать в чем-либо интересам второго лица, то есть человек уступает в каких-то вопросах взамен на то, что другой человек тоже уступает.
- Сотрудничество. Это самый эффективный решения конфликта, но требующий значительного времени и усилий. Участники конфликта совместно ищут решения выхода из трудных ситуаций, так, чтобы они удовлетворяли интересы обеих сторон.
Каждый человек, в зависимости от ситуации и его личностных особенностей, выбирает свой решения конфликтов, но надо помнить, что уклонение, уступка и соперничество не ведет к полному решению конфликта, а только откладывает его и тем самым может в дальнейшем вызвать новый конфликт. Компромисс и сотрудничество являются более эффективными но требующими от людей большого количества времени, наличия таких качеств как: взаимопонимание, сочувствие, эмпатия, а также теоретических знаний и практических навыков ведения переговоров.
Межличностные конфликты появляются тогда, когда у их участников возникают противоречия. Межличностный конфликт может возникнуть, как между незнакомыми людьми, так и между близкими. В конфликте есть положительные и отрицательные стороны.
Из положительных сторон можно отметить следующее:
- возникновение конфликта говорит о том, что отношения неблагополучны и дают повод задуматься об этом;
- некоторые конфликты являются движущей силой для развития отношений и поиска новых форм взаимодействия;
- конфликты дают возможность высказать свое мнение всем участникам, тем самым снять внутреннее напряжение.
Деструктивной стороной конфликта является:
- ухудшение взаимоотношений между людьми;
- разрушение устоявшихся форм общения;
- большое обилие негативных чувств и эмоций;
- участники конфликта могут разругаться и более не общаться.
Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни, многие люди научились плодотворно решать конфликты. Существует несколько их решения:
- Уклонение или уход. Это стремление всеми не идти на конфликт, а если все- таки это не удалось, то позиция " лучше не вступать в дискуссию". Как правило, это не решения конфликта, а его затягивание и откладывание. В некоторых случаях «уход» дает определенное количество времени, чтобы люди могли подумать и остыть.
- Уступка – это, когда один человек, не смотря на свои интересы, уступает другому человеку. Этот метод можно применять, когда интересы уступающей стороны не представляют для него особой важности. Если же человек уступает в результате давления, страха негативных последствий, но в тоже время проблема для него значима, то у него могут возникнуть внутренние противоречия, чувства неудовлетворенности, вины, а если человек постоянно выбирает только этот решения конфликта, то это приведет к низкой самооценке и депрессии.
- Соперничество. Это навязывание другому человеку своего мнения или форм поведения. Навязывание оправдано в случаях явной истинности высказываний и убеждения. Соперничество целесообразно применять в тех случаях, когда не хватает времени на обсуждение, и решение нужно принять очень быстро, но самое главное, чтобы это решение не навредило другому участнику конфликта или третьему лицу.
- Взаимные уступки или компромисс. Применяется, когда у людей есть время и возможность частично уступать в чем-либо интересам второго лица, то есть человек уступает в каких-то вопросах взамен на то, что другой человек тоже уступает.
- Сотрудничество. Это самый эффективный решения конфликта, но требующий значительного времени и усилий. Участники конфликта совместно ищут решения выхода из трудных ситуаций, так, чтобы они удовлетворяли интересы обеих сторон.
Каждый человек, в зависимости от ситуации и его личностных особенностей, выбирает свой решения конфликтов, но надо помнить, что уклонение, уступка и соперничество не ведет к полному решению конфликта, а только откладывает его и тем самым может в дальнейшем вызвать новый конфликт. Компромисс и сотрудничество являются более эффективными но требующими от людей большого количества времени, наличия таких качеств как: взаимопонимание, сочувствие, эмпатия, а также теоретических знаний и практических навыков ведения переговоров.