Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность. надо знать, что с врагом можно бороться двумя во-первых, законами, во-вторых, силой. первый присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. а благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими , что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить. иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. (макиавелли н. государь. – м., 1990. – с. 52–53.) вопросы и : 1) какие средства и почему считает возможным использовать н. макиавелли для достижения политической цели? 2) найдите в тексте слова, которые говорят о том, что речь идет не о малозначительных целях. 3) можно ли считать, что н. макиавелли не различает доброе и дурное? какой из этих двух вариантов он предпочел бы? свой ответ подкрепите словами из текста. 4) есть ли в тексте советы, которые вы сочли бы полезными для современных политиков? свой ответ аргументируйте.