Характер детства современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. привычное трио: детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, а на самом деле все здесь не так просто. зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет (и не лучших ли? ) на игры, на доктора айболита, на палочки-считалочки? может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»? специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат развития общества. оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. у низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа. хватает фонда наследственных при реакций ( человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат д. б. эльконин показал, что детство и его непременный спутник — ролевая игра — связаны с уровнем развития производительных сил общества. детство самого человечества почти не оставляло места для, так сказать, индивидуального детства каждого члена первобытного сообщества. в ту далекую эпоху дети еще не составляли специальной, относительно изолированной группы, жизнь которой идет по своим законам, как к этому привыкли в наши дни. простота общественного производства позволяла детям прямо включаться в его процесс в качестве полноправных участников. в обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными. например, исследователь коряков 1 р. н. стебницкий на основе наблюдений, проведенных в 20-е годы нашего столетия, отмечал, что резкого деления на детей и взрослых у них нет. дети — равноправные, равноуважаемые члены общества. за общей беседой их слова выслушиваются так же внимательно, как и речь взрослого. вы помните некрасовского мужичка с ноготок: «— а кой тебе годик? — шестой » кстати сказать, едва ли нынешний его сверстник с чувством собственного достоинства гордо заявит: «семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой да » этот «взрослый» уровень самосознания у крестьянских детей сравнительно недавнего связан с тем, что у них, говоря словами а. п. чехова, в детстве не было детства: они слишком рано вступали в период взрослости, где основная деятельность уже не игра, а труд. именно ведущая деятельность человека определяет стадию его личной . здесь одинаково вредны и перескок через период, и искусственная задержка. вопросы и : 1) что значит выражение «детство — продукт развития»? 2) какие причины раннему взрослению на ранних этапах развития общества? 3) какие аргументы приводит автор для доказательства характера понятия «детство»? 4) как меняется ведущая деятельность при переходе от детства к взрослости?
Наверное, выражение «Детство – продукт исторического развития» подразумевает то, что сам этап жизни человека как «детство» было не всегда, к этому беззаботному времени человек пришел только в рамках длительного исторического развития.
2) Какие причины раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества?Экономический уклад хозяйствования, а также низкий уровень, и соответственно, низкая продолжительность жизни человека раннему взрослению. Например, в Средние Века 30летний человек считался старым.
3) Какие аргументы приводит автор для доказательства исторического характера понятия «детство»?Из текста: «исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества.»
4) Как меняется ведущая деятельность при переходе от детства к взрослости?Ребенок приобретает все больше социальных статусов и ролей, и в соответствии с этим меняется его ведущая деятельность. Например, в школе основной деятельностью ребенка была учеба в школа, после окончания – учеба в университете, а затем стажировки и прочее.