«Если граждане хотят быть компетентными, нуждаются ли они в политических и социальных институтах, которые бы им стать таковыми? Двух мнений об этом быть не может. Возможность глубокого постижения сути общественных процессов – это не одна из дефиниций демократии. Это предъявляемое ею требование. Из сказанного мною вовсе не следует, будто большинство граждан застрахованы от неверных шагов. Они могут и будут ошибаться. Именно поэтому приверженцы демократии всегда придают такое значение образованию. А гражданское требует не только формального обучения, но и дискуссий, обсуждений, столкновения противоположных мнений, свободного доступа к достоверной информации и других атрибутов открытого общества.
Но предположим, что институты развитию гражданской компетентности, недостаточно развиты и граждане не знают, как им защитить свои основополагающие права и интересы. Что предпринять в этом случае? Для ответа на этот во полезно вспомнить выводы, сделанные нами ранее.
Мы исповедуем принцип врожденного равенства, т.е. мы должны рассматривать благо человека как имманентно равное благу другого.
Мы применяем к управлению государством принцип, согласно которому правительство, принимая то или иное решение, должно в равной степени учитывать блага и интересы всех людей, которых данное решение затрагивает.
Мы отвергаем систему «политической опеки» ради воплощения в жизнь иного принципа: никто из граждан, достигших совершеннолетия, не может превосходить других своей компетентностью в во государственного управления в такой степени, чтобы ему можно было вверить полную и окончательную власть над управлением страной.
Вместо этого мы согласились с принципом всеобщего участия – в корпус граждан страны, управляемой в соответствии с демократическими нормами, должны входить все лица, на которых рас юрисдикция данной страны, за исключением тех, кто находится в ней временно, и тех, чья недее доказана.
Из всего этого можно сделать вывод: если институты гражданского недостаточно развиты, нас может удовлетворить лишь одно решение – они должны быть укреплены. Мы, т.е. те, кто верит в достижение демократических целей, обязаны искать дать людям необходимую им компетентность.» Даль Р. О демократии. М., Аспект Пресс, 2000. С. 78–79.
Во Почему гражданину необходима компетентность для участия в политике?
2. Какие институты становлению политической компетентности граждан? Используйте в ответе положения текста.
3. Опираясь на текст, покажите, как демократические принципы формирования и организации государственной власти гарантируют основополагающие права и интересы граждан.
4. Что означает «политическая опека» граждан? Почему автор отвергает ее?