Представления о человеческом мире в Древнем Китае.
Происхождение мира связано с действием двух начал: «инь» – темное начало, «янь» – светлое начало. Эти начала должны находиться между собой в гармонии, ибо они рождают «дэн» – сочетание начал – Неба, Земли, Человека.
Дао (путь, дорога) – категория китайской философии 6 - 5 вв. до н. э. Основоположник учения Лао-цзы. Бездействие, недеяние (принцип «у вэй» ) – одна из главных идей даосизма. Бездействие приводит к свободе, успеху, процветанию. Идеал Лао-цзы – патриархальная община, небольшие государства. Люди не должны переходить с места на место, посещать другие государства. Мудрый правитель стремится к миру, уступчив соседям, не прославляет свою победу над врагом, не радуется убийству людей.
Конфуцианство – ведущее философское течение в Древнем Китае. Основоположник учения – Конфуций. Его идеал – благородный человек, «правильное» государство. Основные этические принципы конфуцианства: гуманизм, чувство долга, преданность старине, забота о родителях другим людям, скромность.
Программа достойной жизни Конфуция – соблюдение следующих добродетелей:
мудрость,
гуманность,
верность,
почитание старших,
мужество.
Покорность судьбе и правителю – один из основных принципов этики конфуцианства.
Картина мира и место в ней человека в философии Древнего Востока.
Мир Богов, пространство, где процветает райская жизнь.
Мир людей, обязанность которых: служить Богам, почитать предков, стремиться к идеалу.
Мир демонов, духов, обитателей многочисленных адов.
Взгляды Платона и Аристотеля на идеальное общество.
Платон (427 – 347 гг. до н. э. ) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ) пытались определить наилучшие формы государственного правления. Знание о политике они понимали как знание о высшем благе человека и государства.
В своих работах «Государство» , «Законы» Платон рассматривает варианты идеального государства. Идеальное государство – это воплощение справедливости, царство Дике (богиня справедливости у древних греков) . Все свободные граждане занимаются делом, к которому они имеют лучшие склонности, но при этом они не вмешиваются в дела других. Власть в государстве принадлежит философам – людям, склонным к мудрости. Следующая категория населения, это стражники, у них преобладает яростное душевное начало. Они защищают государство от внутренних и внешних врагов, обеспечивают правопорядок. Философы и стражники лишены собственности и семьи. Третья группа граждан – земледельцы, ремесленники, торговцы, у них преобладает вожделеющее начало. Они обеспечивают существование философов и стражников.
Совершенные формы правления по Платону:
Монархия – власть одного на основе закона.
Аристократия – власть лучших с одобрения народа, в соответствии с законом.
Демократия (хорошая) – власть большинства.
Несовершенные формы власти, правление по произволу:
Олигархия – власть немногих богатых.
Тимократия – власть честолюбцев, которые предаются тайному обогащению.
Тирания – власть одного.
Политические взгляды Аристотеля нашли выражение в работах: «Политика» , «Афинская полития» . Аристотель считал, что государство – это естественное образование. Человек как существо общественное несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию.
Формы правления по Аристотелю:
Правильные (по закону) , если цель верховной власти – общественное благо.
Монархия, или царская власть, – власть одного, основанная на авторитете.
Аристократия – власть лучших, благородных.
Полития, то есть демократия – власть большинства в соответствии с законом, опора власти средний класс.
Неправильные формы (по произволу) . Если власть преследует свое, частное благо.
Тирания – абсолютная власть одного, не обладающего авторитетом, властвующего насилием, забота о собственном благе.
Олигархия – власть немногих, богатых и знатных, падение роли закона.
Представления о человеческом мире в Древнем Китае.
Происхождение мира связано с действием двух начал: «инь» – темное начало, «янь» – светлое начало. Эти начала должны находиться между собой в гармонии, ибо они рождают «дэн» – сочетание начал – Неба, Земли, Человека.
Дао (путь, дорога) – категория китайской философии 6 - 5 вв. до н. э. Основоположник учения Лао-цзы. Бездействие, недеяние (принцип «у вэй» ) – одна из главных идей даосизма. Бездействие приводит к свободе, успеху, процветанию. Идеал Лао-цзы – патриархальная община, небольшие государства. Люди не должны переходить с места на место, посещать другие государства. Мудрый правитель стремится к миру, уступчив соседям, не прославляет свою победу над врагом, не радуется убийству людей.
Конфуцианство – ведущее философское течение в Древнем Китае. Основоположник учения – Конфуций. Его идеал – благородный человек, «правильное» государство. Основные этические принципы конфуцианства: гуманизм, чувство долга, преданность старине, забота о родителях другим людям, скромность.
Программа достойной жизни Конфуция – соблюдение следующих добродетелей:
мудрость,
гуманность,
верность,
почитание старших,
мужество.
Покорность судьбе и правителю – один из основных принципов этики конфуцианства.
Картина мира и место в ней человека в философии Древнего Востока.
Мир Богов, пространство, где процветает райская жизнь.
Мир людей, обязанность которых: служить Богам, почитать предков, стремиться к идеалу.
Мир демонов, духов, обитателей многочисленных адов.
Взгляды Платона и Аристотеля на идеальное общество.
Платон (427 – 347 гг. до н. э. ) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ) пытались определить наилучшие формы государственного правления. Знание о политике они понимали как знание о высшем благе человека и государства.
В своих работах «Государство» , «Законы» Платон рассматривает варианты идеального государства. Идеальное государство – это воплощение справедливости, царство Дике (богиня справедливости у древних греков) . Все свободные граждане занимаются делом, к которому они имеют лучшие склонности, но при этом они не вмешиваются в дела других. Власть в государстве принадлежит философам – людям, склонным к мудрости. Следующая категория населения, это стражники, у них преобладает яростное душевное начало. Они защищают государство от внутренних и внешних врагов, обеспечивают правопорядок. Философы и стражники лишены собственности и семьи. Третья группа граждан – земледельцы, ремесленники, торговцы, у них преобладает вожделеющее начало. Они обеспечивают существование философов и стражников.
Совершенные формы правления по Платону:
Монархия – власть одного на основе закона.
Аристократия – власть лучших с одобрения народа, в соответствии с законом.
Демократия (хорошая) – власть большинства.
Несовершенные формы власти, правление по произволу:
Олигархия – власть немногих богатых.
Тимократия – власть честолюбцев, которые предаются тайному обогащению.
Тирания – власть одного.
Политические взгляды Аристотеля нашли выражение в работах: «Политика» , «Афинская полития» . Аристотель считал, что государство – это естественное образование. Человек как существо общественное несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию.
Формы правления по Аристотелю:
Правильные (по закону) , если цель верховной власти – общественное благо.
Монархия, или царская власть, – власть одного, основанная на авторитете.
Аристократия – власть лучших, благородных.
Полития, то есть демократия – власть большинства в соответствии с законом, опора власти средний класс.
Неправильные формы (по произволу) . Если власть преследует свое, частное благо.
Тирания – абсолютная власть одного, не обладающего авторитетом, властвующего насилием, забота о собственном благе.
Олигархия – власть немногих, богатых и знатных, падение роли закона.
Демократия, то есть власть толпы, анархия.
Объяснение: