Мораль является порождением общества и охватывает практически все аспекты человеческой жизни, право же создано государством и регламентирует лишь наиболее значимые общественные отношения, однако при этом оно в основном базируется на морали.
Это утверждение несложно проверить, открыв, скажем, УК РФ: большинство деяний (если не все они), указанных в нем, являются не только преступными с точки зрения уголовного права, но и неприемлемыми с точки зрения морали, ибо очевидно, что отношение людей к насильнику или педофилу будет... довольно специфичным. Подобное проявляется и в иных отраслях права, но в уголовном это выражено наиболее зримо, так что пока ограничимся только этим.
Почему так происходит? Почему в УК названы именно эти - порицаемые с точки зрения морали - деяния, а не дан случайно составленный их перечень? Можно назвать две взаимосвязанные причины: 1. Именно эти деяния наносят обществу наибольший вред (что нас, правда, в данном случае мало интересует); 2. Люди будут видеть смысл в воздержании от их совершения, ибо изначально будут против них настроены. Почему? Потому что так велят моральные нормы, вкладываемые в них с самого раннего детства. И нормы эти во многом сильнее норм права, ведь каждый из нас знал о недопустимости убийства задолго до того, как прочел статью 105 УК РФ или даже просто узнал о существовании уголовного наказания за это деяние, но все же никого не убил (во всяком случае, надеюсь на это); напротив, все знают, что существует наказание за посадку/высадку пассажиров общественного транспорта в неустановленных местах (ну а кто не знал, тот пусть узнает - часть 1 статьи 11.33 КоАП РФ), да вот только нечасто можно увидеть водителя, неукоснительно соблюдающего этот запрет. Почему? Потому что сам он, равно как и пассажиры, не видит в этом ничего плохого, пусть это и запрещено законом. И ведь это не единичный пример: езда без ремней безопасности, парковка в неположенном месте, переход дороги в неположенном месте, превышения скорости - все перечислять нет смысла, да и возможности тоже (прим: не сказать, что такие действия являются с точки зрения морали положительными, но и особенно негативной окраски не имеют, во всяком случае, лично мне не приходилось видеть оценки данных действий такого рода).
Как уже было сказано выше, одной из причин нарушения законов является то, что действия, им противоречащие, в целом находятся в соответствии с моральными нормами, а потому можно сказать только одно - соответствие норм права требованиям морали является необходимым условием для его нормального функционирования, ибо в противном случае им будут нередко пренебрегать.
Право хотя и принадлежит — подобно морали — к области духовной жизни людей, представляет собой совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах.
Это утверждение несложно проверить, открыв, скажем, УК РФ: большинство деяний (если не все они), указанных в нем, являются не только преступными с точки зрения уголовного права, но и неприемлемыми с точки зрения морали, ибо очевидно, что отношение людей к насильнику или педофилу будет... довольно специфичным.
Подобное проявляется и в иных отраслях права, но в уголовном это выражено наиболее зримо, так что пока ограничимся только этим.
Почему так происходит? Почему в УК названы именно эти - порицаемые с точки зрения морали - деяния, а не дан случайно составленный их перечень?
Можно назвать две взаимосвязанные причины:
1. Именно эти деяния наносят обществу наибольший вред (что нас, правда, в данном случае мало интересует);
2. Люди будут видеть смысл в воздержании от их совершения, ибо изначально будут против них настроены. Почему? Потому что так велят моральные нормы, вкладываемые в них с самого раннего детства.
И нормы эти во многом сильнее норм права, ведь каждый из нас знал о недопустимости убийства задолго до того, как прочел статью 105 УК РФ или даже просто узнал о существовании уголовного наказания за это деяние, но все же никого не убил (во всяком случае, надеюсь на это); напротив, все знают, что существует наказание за посадку/высадку пассажиров общественного транспорта в неустановленных местах (ну а кто не знал, тот пусть узнает - часть 1 статьи 11.33 КоАП РФ), да вот только нечасто можно увидеть водителя, неукоснительно соблюдающего этот запрет.
Почему? Потому что сам он, равно как и пассажиры, не видит в этом ничего плохого, пусть это и запрещено законом. И ведь это не единичный пример: езда без ремней безопасности, парковка в неположенном месте, переход дороги в неположенном месте, превышения скорости - все перечислять нет смысла, да и возможности тоже (прим: не сказать, что такие действия являются с точки зрения морали положительными, но и особенно негативной окраски не имеют, во всяком случае, лично мне не приходилось видеть оценки данных действий такого рода).
Как уже было сказано выше, одной из причин нарушения законов является то, что действия, им противоречащие, в целом находятся в соответствии с моральными нормами, а потому можно сказать только одно - соответствие норм права требованиям морали является необходимым условием для его нормального функционирования, ибо в противном случае им будут нередко пренебрегать.