в настоящее время верховенство закона является основным принципом национальных институтов во всем мире и признается международным сообществом как важнейший признак демократического правового государства. К сожалению, в процессе правоприменения заметно немало отступлений от данного принципа и проблем, связанных с упрощенными или неверными трактовками и оценками верховенства закона.
Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства права являются издержки ведомственного и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются. Только в истекшем 2014 году прокурорами приняты меры по восстановлению конституционных прав около 414 тыс. граждан на труд и заработную плату, пенсии и пособия, жилье и охрану здоровья, образование и собственность. Отменено и изменено 15 932 незаконных правовых акта органов власти и управления.
Особого внимания в связи с этим заслуживает проблема соотношения закона и так называемой целесообразности. Обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда тот или иной нормативно-правовой акт действительно плох или, например, устарел. В таком случае закон должен быть отменен или изменен уполномоченным на тогосударственным органом. Господство закона – неотъемлемый признак правового государства.
Но, к сожалению, на практике есть немало случаев, когда принцип верховенства права нарушается. Например, гражданин Б. более десяти лет назад, будучи еще несовершеннолетним, балуясь со своим товарищем в частной бильярдной, разбили витринное стекло. В отношении них возбудили уголовное дело за злостное хулиганство, а впоследствии прекратили за примирением сторон по нереабилитирующим основаниям. Необоснованность возбуждения данного уголовного дела теперь уже сложно доказать. О том, что Б. оказался в списке лиц, совершивших преступления, он узнал по истечении десяти лет, когда хотел устроиться на государственную службу и с него потребовали справку о несудимости
Объяснение:
в настоящее время верховенство закона является основным принципом национальных институтов во всем мире и признается международным сообществом как важнейший признак демократического правового государства. К сожалению, в процессе правоприменения заметно немало отступлений от данного принципа и проблем, связанных с упрощенными или неверными трактовками и оценками верховенства закона.
Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства права являются издержки ведомственного и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются. Только в истекшем 2014 году прокурорами приняты меры по восстановлению конституционных прав около 414 тыс. граждан на труд и заработную плату, пенсии и пособия, жилье и охрану здоровья, образование и собственность. Отменено и изменено 15 932 незаконных правовых акта органов власти и управления.
Особого внимания в связи с этим заслуживает проблема соотношения закона и так называемой целесообразности. Обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда тот или иной нормативно-правовой акт действительно плох или, например, устарел. В таком случае закон должен быть отменен или изменен уполномоченным на тогосударственным органом. Господство закона – неотъемлемый признак правового государства.
Но, к сожалению, на практике есть немало случаев, когда принцип верховенства права нарушается. Например, гражданин Б. более десяти лет назад, будучи еще несовершеннолетним, балуясь со своим товарищем в частной бильярдной, разбили витринное стекло. В отношении них возбудили уголовное дело за злостное хулиганство, а впоследствии прекратили за примирением сторон по нереабилитирующим основаниям. Необоснованность возбуждения данного уголовного дела теперь уже сложно доказать. О том, что Б. оказался в списке лиц, совершивших преступления, он узнал по истечении десяти лет, когда хотел устроиться на государственную службу и с него потребовали справку о несудимости