Вспомни: С чем состоят потребности человека? Каковы основные участники экономики? Из чего складываются ресурсы семьи? Что такое семейный бюджет?
Подумай: Почему не все наши и желания исполняются?
Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чем смысл утверждения "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке"?
Человек практически ежедневно сталкивается с множеством проблем: тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, сколько денег в кошельке и на что их потратить, можно ли купить новый телевизор или выписать любимый журнал, работает ли библиотека и т. п.? Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных потребностей.
Потребности и ресурсы. Потребности это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) идуховные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, н путешествии). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И наконец! У людей развиваются социальные потребности (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).
Цель удовлетворения этих потребностей — создание условий для жизни и деятельности людей. Теперь попробуем вместе разобраться, каким образом экономика принимает участие в этом.
Набор и характер потребностей могут зависеть от климатических условий, обычаев и уровня жизни в конкретной стране, степени развития науки и производства. Однако наши потребности имеют общие закономерности: они изменяются со временем (например, сегодня никто не ходит в лаптях и не использует керосиновую лампу для освещения); потребности, как правили, всегда растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения.
Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности людей. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко — достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить мотоциклом, машиной). В век «информационной революции» появляются дополнительные возможности влияния на потребности и их качественные изменения. (Подумай, какие новые потребности создает, например, телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете.) Процесс этот бесконечен, что позволяет сделать вывод: потребности людей безграничны.
О сказочной скатерти-самобранке или возможности иметь золотую рыбку «на посылках», чтобы постоянно удовлетворять наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реал иной жизни в каждый данный момент времени общество располагает лишь ограниченным количеством ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Потребности человека направлены на предметы удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы и оборудование: дерево, цемент, инструменты. Чтобы произвести бензин для машины, нужна нефть. Все это называется ресурсами (от франц. ressourse — вс средство). По отношению к «изобилию" человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый данный момент времени, ограниченны и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Например, если в с гране произведено 4 млн. стиральных машин, а желающих их купить оказалось, бы 6 млн. человек, то не нее смогли бы удовлетворить свои потребности. Для того чтобы увеличить выпуск достаточного количества машин, потребуется произвести больше металла, электродвигателей и др. Но в данный момент имеющиеся ресурсы и производственные возможности ограниченны.
Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т. д. Изучал вопросы взаимодействия природы и человека, вы уже ознакомились с проблемой ограниченности природных ресурсов. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству (например, вместо вырубленного леса можно посадит:, новые деревья), другие же запасы трудно или невозможно восстановить (например, нефть, газ, уголь).
Вспомни: С чем состоят потребности человека? Каковы основные участники экономики? Из чего складываются ресурсы семьи? Что такое семейный бюджет?
Подумай: Почему не все наши и желания исполняются?
Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чем смысл утверждения "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке"?
Человек практически ежедневно сталкивается с множеством проблем: тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, сколько денег в кошельке и на что их потратить, можно ли купить новый телевизор или выписать любимый журнал, работает ли библиотека и т. п.? Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных потребностей.
Потребности и ресурсы. Потребности это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) идуховные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, н путешествии). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И наконец! У людей развиваются социальные потребности (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).
Цель удовлетворения этих потребностей — создание условий для жизни и деятельности людей. Теперь попробуем вместе разобраться, каким образом экономика принимает участие в этом.
Набор и характер потребностей могут зависеть от климатических условий, обычаев и уровня жизни в конкретной стране, степени развития науки и производства. Однако наши потребности имеют общие закономерности: они изменяются со временем (например, сегодня никто не ходит в лаптях и не использует керосиновую лампу для освещения); потребности, как правили, всегда растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения.
Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности людей. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко — достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить мотоциклом, машиной). В век «информационной революции» появляются дополнительные возможности влияния на потребности и их качественные изменения. (Подумай, какие новые потребности создает, например, телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете.) Процесс этот бесконечен, что позволяет сделать вывод: потребности людей безграничны.
О сказочной скатерти-самобранке или возможности иметь золотую рыбку «на посылках», чтобы постоянно удовлетворять наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реал иной жизни в каждый данный момент времени общество располагает лишь ограниченным количеством ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Потребности человека направлены на предметы удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы и оборудование: дерево, цемент, инструменты. Чтобы произвести бензин для машины, нужна нефть. Все это называется ресурсами (от франц. ressourse — вс средство). По отношению к «изобилию" человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый данный момент времени, ограниченны и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Например, если в с гране произведено 4 млн. стиральных машин, а желающих их купить оказалось, бы 6 млн. человек, то не нее смогли бы удовлетворить свои потребности. Для того чтобы увеличить выпуск достаточного количества машин, потребуется произвести больше металла, электродвигателей и др. Но в данный момент имеющиеся ресурсы и производственные возможности ограниченны.
Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т. д. Изучал вопросы взаимодействия природы и человека, вы уже ознакомились с проблемой ограниченности природных ресурсов. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству (например, вместо вырубленного леса можно посадит:, новые деревья), другие же запасы трудно или невозможно восстановить (например, нефть, газ, уголь).