Церковь есть тело Христово — единство в Святом Духе людей с Богом и друг с другом. Это единство простирается не только (и не столько) на земную жизнь; оно связывает и живых, и отшедших христиан. Отсюда происходят две очень важные для Церкви вещи: во-первых, молитва за усопших, во-вторых, молитва святым. Под молитвой нужно понимать здесь не только «выражение но главным образом, «среду общения», которую делает реальностью Христос. О тех усопших христианах, которые является образцом («каноном») для верующих, которые засвидетельствовали свою праведность жизнью, а порой и чудесами, в том числе и по молитвам к ним, или от мощей и икон, — Церковь свидетельствует их канонизацией, причислением к лику святых.
Споры и разногласия вызывают, конечно, далеко не все святые, а те, поводом для канонизации которых послужили обстоятельства, выходящие за рамки сугубо церковной жизни — государственных деятелей (благоверных князей), полководцев и т.п. Для православного христианина здесь ничего спорного нет — эти святые люди являют пример того, как в их ситуации можно исполнять заповеди Евангелия и служить Богу и ближним. Около- же церковная среда порой этого не видит, откуда и происходят недоумения.
Церковь есть тело Христово — единство в Святом Духе людей с Богом и друг с другом. Это единство простирается не только (и не столько) на земную жизнь; оно связывает и живых, и отшедших христиан. Отсюда происходят две очень важные для Церкви вещи: во-первых, молитва за усопших, во-вторых, молитва святым. Под молитвой нужно понимать здесь не только «выражение но главным образом, «среду общения», которую делает реальностью Христос. О тех усопших христианах, которые является образцом («каноном») для верующих, которые засвидетельствовали свою праведность жизнью, а порой и чудесами, в том числе и по молитвам к ним, или от мощей и икон, — Церковь свидетельствует их канонизацией, причислением к лику святых.
Споры и разногласия вызывают, конечно, далеко не все святые, а те, поводом для канонизации которых послужили обстоятельства, выходящие за рамки сугубо церковной жизни — государственных деятелей (благоверных князей), полководцев и т.п. Для православного христианина здесь ничего спорного нет — эти святые люди являют пример того, как в их ситуации можно исполнять заповеди Евангелия и служить Богу и ближним. Около- же церковная среда порой этого не видит, откуда и происходят недоумения.