Что общего и в чём различие между политикой и моралью? Дилемма «политика- мораль»: совместима ли политика с нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственной? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе? Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:
1.Единство политики и морали (морализаторский подход).
Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль - частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и всё, что является нравственным злом, является злом и в политики. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным.
2. Политика и нравственность несовместимы.
Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль - сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредствам добровольного соблюдения ими определённых правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражается интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».
3. Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.
М. Вебер «примирял» мораль и политику путём разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?
Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорически императив И. Канта: «Поступает так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.

Viktor15102 Viktor15102    2   18.02.2021 18:54    5

Другие вопросы по теме Обществознание