Анализируем социальную информацию Прочитайте фрагмент статьи современного российского учёного, ответьте на вопросы и выполните задания:
1) Какую перемену автор называет эпохальной?
2) Какие изменения происходят в интеллектуальной деятельности в эпоху «экономики знаний»?
3) Приведите примеры,
которые подтверждают мысль автора о том, что человек в современном мире «является и главным фактором развития, и главным фактором риска».
4) Автор подчёркивает значение человека
осознать меру своей ответственности. В чём заключается ответственность учёного в современном мире?
«Во второй половине XX в. динамика развития науки и производство
научного знания в новых университетах, политехнических и технологических институтах существенным образом меняют социокультурный
статус науки и её функции. Большой класс учёных, создающих и распространяющих знания, превращается в класс профессионалов, зарабатывающих на жизнь этой деятельностью. Результатом профессионализации интеллектуальной деятельности становится продукт, который
поступает на рынок. Товарную форму приобретают все виды интеллектуальной деятельности: общественные и естественные науки, художественные произведения. Осознание этой эпохальной перемены привело
к понятию экономики знаний, в которой двигателем является так называемый человеческий капитал, т.е. наличие людей, одаренных креативным мышлением, умственными Как свидетельствует история, с развитием познания, техники, производства человек не становится более ответственным или хотя бы более предусмотрительный и осторожный. Напротив, достижений науки и техники рассматривается как своего рода игрушки, а жизнь - как опасное приключения. Важнейшие проблемы современности, с таким образом, становится проблема человека, который является ее главным фактором развития, главным фактором риска. От человека осознает меру своей ответственности в стремительно меняющемся мире зависит самое его существование>> (Л.Б.Логунова)
2) В эпоху "экономики знаний" происходят изменения, связанные с профессионализацией интеллектуальной деятельности, при которой создаваемые и распространяемые знания превращаются в товары, поступающие на рынок. Ученые, художники и другие люди, занимающиеся творческой и интеллектуальной работой, зарабатывают на жизнь этой деятельностью.
3) Автор указывает на то, что с развитием науки и техники человек не становится более ответственным или предусмотрительным. Напротив, достижения науки и техники воспринимаются как игрушки, а жизнь человека - как опасное приключение. Это подтверждают факты из истории и современности. Например, разработка ядерного оружия привела к глобальному риску ядерной войны, а современные технологии, такие как искусственный интеллект или генномодификация, вызывают опасения в отношении этических и социальных последствий.
4) В современном мире ответственность ученого заключается в осознании меры своей ответственности перед обществом и окружающей средой в своей научной работе. Ученые должны принимать во внимание возможные потенциальные риски и негативные последствия своих открытий и достижений, а также стремиться к созданию и распространению знания, которое будет способствовать благополучию и развитию общества. Они должны быть ответственными не только перед своими коллегами и научным сообществом, но и перед всеми людьми и экосистемой планеты.