4. прочитайте высказывания о воспитании. какие качества отличают воспитанного человека? почему воспитание необходимо для социализации и формирования личности?
платон: «воспитание есть усвоение хороших привычек».
«домострой»: «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покои и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь в душу свою».
д.карнеги. «не подражайте другим. найдите себя и будьте собой».
дж.локк. «в человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью».
к.виланд. «дети, правда, должны, пока они дети, быть руководимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, чтобы они не всегда оставались детьми».
а. л. чехов: «хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
с.н.паркинсон: «наши попытки поучать малышей и подростков приводят к одному: в конце концов, мы сами скатываемся на доступный им уровень понимания. они набираются ума-разума, а мы его теряем».
р.оуэн: « воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания»; «человеческая природа, — за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, — везде одна и та же. она без исключений всюду пластична, и с разумного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса».
г.гегель: «в первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство»; «воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей».
ф.а.дистервег: «конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».
и.кант: «в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы»; «воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями»; «человек может стать человеком только путем воспитания. он — то, что делает из него воспитание».
к.маркс: «воспитатель сам должен быть воспитан».
а.с.макаренко: «не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».