4. прочитайте высказывания. какой смысл вкладыва-
ют авторы в понятие «человек»? какие качества че-
ловека они считают наиболее значимыми? к какой
концепции — биологизаторской или социологиза-
торской — можно отнести каждое из высказываний?
чем человек отличается от животных?
протагор: «человек есть мера всех вещей, существующих,
что они существуют, и несуществующих, что они не существу-
ют».
а.н.радищев: «только тогда станешь человеком, когда на-
учишься видеть человека в другом».
м.ю.лермонтов: «тот самый человек пустой, кто весь на-
полнен сам собой».
и.кант: «человечность — это участвовать в судь-
бе других людей».
э.межeлaйтис: «стать человеком — большая работа».
в.г.белинский: «хорошо быть ученым, поэтом, воином, за-
конодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».
а.с.макаренко: «у человека должна быть единственная спе-
циальность — он должен быть большим человеком, человеком
настоящим. если ты сумеешь это требование понять < > везде
для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь
ценное в жизни».
в.а.сухомлинский: «пусть всегда будут широко раскрыты
глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог —
только тогда можно стать настоящим человеком».
и.в.гёте: «люди, при всех своих недостатках, остаются до-
стойнейшими в мире существами».
к.г.паустовский: человек должен быть умен, прост, спра-
ведлив, смел и добр. только тогда он имеет право носить это вы-
сокое звание — человек».
ч.дарвин: «внушения совести в связи с раскаянием и чув-
ством долга являются важнейшим различием между человеком
и животным».
у.хэзлитт: «человек — единственное животное на свете смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только
человеку дано видеть разницу между тем, что есть, и тем, что
могло бы быть».
новалис: «человеком стать — это искусство».