12) Профессор пермского вуза в рамках деятельности своей кафедры организовал написание коллективом кафедры учебника по дисциплине «Управление персоналом». Поиском литературы для учебника занялись трое старших преподавателей, материала из Интернета – два ассистента. Текст учебника был подготовлен всеми преподавателями кафедры, включая трех старших преподавателей и двух ассистентов. Для оформления графических элементов учебника был привлечен свободный художник, для выполнения компьютерной обработки статистических данных сотрудник информационно-вычислительного отдела, для набора текста секретарь кафедры и для верстки макета учебника для последующего издания сотрудник редакционно-издательского отдела. На следующем после титульного листе учебника был указан коллектив авторов: Профессор, три старших преподавателя.
1. Дайте анализ роли каждого участника ситуации с точки зрения авторского права.
2. Прокомментируйте запись о коллективе авторов учебника.
3. Какие права нарушены в данной ситуации?
- Профессор пермского вуза: В данной ситуации профессор выполнил организационную роль, являясь инициатором написания учебника. Однако, авторское право на учебник не принадлежит ему в полном объеме, так как текст учебника был подготовлен всеми преподавателями кафедры. Профессор может иметь право на авторство, но только в соответствии со своим вкладом в создание учебника.
- Три старших преподавателя: Они занимались поиском литературы для учебника и принимали активное участие в его подготовке. Они также являются авторами учебника и могут иметь право на авторство.
- Два ассистента: Они занимались поиском материалов из Интернета для учебника. Как и старшие преподаватели, они могут быть авторами учебника и иметь право на авторство.
- Свободный художник: Он занимался оформлением графических элементов учебника. В соответствии с авторским правом, художник будет иметь право на авторство своих работ в учебнике.
- Сотрудник информационно-вычислительного отдела: Он выполнял компьютерную обработку статистических данных, что не связано напрямую с авторством текста учебника. Его работа может быть признана технической, и он, скорее всего, не будет иметь право на авторство.
- Секретарь кафедры: Он занимался набором текста учебника. Подобно сотруднику информационно-вычислительного отдела, его работа скорее всего не связана с авторством и, как следствие, он не будет иметь право на авторство.
- Сотрудник редакционно-издательского отдела: Он занимался версткой макета учебника для последующего издания. Его работа также связана с техническими аспектами учебника, поэтому он, скорее всего, не будет иметь авторских прав на учебник.
2. Запись о коллективе авторов учебника: Возможно, данная запись означает, что все участники, которые принимали активное участие в создании учебника, были признаны авторами и внесены в коллектив авторов. Таким образом, коллективное авторство позволяет отразить, что учебник создавался совместными усилиями и вкладом всех участников.
3. В данной ситуации возможно нарушение следующих прав:
- Право на авторство: Если авторское право не было учтено и соответствующие участники не были признаны авторами или их вклад не был должным образом отражен, то может быть нарушено их право на авторство.
- Право на использование произведения: Если авторы не дали разрешение на использование своих произведений в учебнике, то может быть нарушено их право на контроль и управление использованием своего творчества.
- Право на вознаграждение: Если авторы не были адекватно вознаграждены за свои творческие вклады в учебник, то может быть нарушено их право на справедливое вознаграждение за использование своего произведения.
Основываясь на предоставленной информации, конкретные нарушения авторских прав можно определить только после оценки договорных отношений между участниками и объема их вклада в создание учебника.