№ 1.
В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
1. Объясните, как Вы понимаете словосочетание «свобода совести».
2. Индивидуальная свобода совести, свобода вероисповедания входят в число основных в демократическом, правовом и светском государстве институтов конституционного права, определяющих статус человека и гражданина. Составьте рассказ о том, как можно обеспечить право человека на свободу совести, используя следующий план.
1) Какие черты присущи светскому государству? Какие права человека включаются в понятие «свобода вероисповедания»?
2) Какие религии Вы знаете? Какие внешние атрибуты названных религий Вы можете перечислить?
№ 2.
В статье 32 Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
1.Объясните, как Вы понимаете смысл словосочетания «народный представитель».
2. Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия. Составьте рассказ о том, как можно обеспечить осуществление принципа народовластия, используя следующий план:
1) В каких формах граждане РФ могут участвовать в управлении государством? Как в РФ называется высший представительный орган власти?
2) Конституция закрепляет такие политические права, как избирать , быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. С какого возраста у гражданина РФ появляются избирательные права? Какие условия существуют для того, чтобы человек мог стать кандидатом в депутаты Государственной Думы?
№ 3.
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете фразу: «Труд свободен».
2. Составьте рассказ о праве человека на труд, используя следующий план:
1) В чем проявляется свобода труда? Обязано ли государство предоставлять каждому человеку работу?
2) Какими соображениями руководствуется человек, выбирая профессию? Какие профессии требуют особой физической подготовки и хорошего здоровья человека?
№ 4.
В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Воспитания, обучения и творчества».
1. Объясните, как вы понимаете словосочетание «национальная принадлежность».
2. В основе национальной самоиндентификации личности лежит осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Составьте рассказ о том, как можно обеспечить право человека на свободное национальное самоопределение, используя следующий план:
1) Какими общими чертами обладают люди, принадлежащие к одной этнической группе?
Какие факторы могут оказать влияние на осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической группе?
2) Какие меры предусмотрены в Конституции, запрещающие какое-либо принуждение в определении своей национальной принадлежности или указания ее? В какие органы власти может обратиться человек для защиты этого права?